Понятие беженцев, их правовой статус в Республике Беларусь
Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений.
Иными словами, беженцы – это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свои правительства в плане получения правовой защиты.
Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения. В структуре Организации Объединенных Наций создано специальное подразделение, занимающееся проблемами беженцев, - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. О важности и значимости этой проблемы для мирового сообщества свидетельствует и то, что по инициативе ООН ежегодно 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.
Республика Беларусь активно сотрудничает с другими государствами, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев. Органом государственного управления, обеспечивающим реализацию политики в отношении беженцев, является Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и его территориальные органы.
История беженцев берет свое начало с древних времен. К примеру, еще в 695 г. до н.э. 50000 человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В VIII-IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян бежали во Францию. Процесс крушения под ударами варваров Великой Римской империи (410 г.) сопровождался беспрецедентным до этого передвижением масс людей – «великое переселение народов».
Уверенность в том, что именно международное сообщество, а не отдельные правительства или благотворительные организации, обязано обеспечивать защиту беженцев и находить решения их проблем, существует со времен Лиги Наций, созданной в 1919 г. В последующие годы Лига Наций учредила ряд организаций и разработала серию соглашений в целях урегулирования проблем с беженцами. Лига дала определение понятия «беженец» применительно к конкретным группам населения, которые, как считается, могут подвергнуться риску в случае возвращения на родину.
Образованная в 1945 г. Организация Объединенных Наций, пришедшая на смену Лиге Наций, с самого начала признала, что задача оказания помощи беженцам представляет собой международную проблему, и что в соответствии со своим Уставом сообщество государств должно взять на себя коллективную ответственность за тех людей, которые спасаются от преследования. В 1946 г. на своей первой сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, которая заложила основу деятельности Организации Объединенных Наций по защите беженцев.
Правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. «О беженцах», иными нормативными актами. В процессе реализации данного Закона Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь взаимодействует с Государственным комитетом пограничных войск, Министерством иностранных дел, Комитетом государственной безопасности, местными исполнительными и распорядительными органами, на которые также возлагаются соответствующие функции в обозначенной сфере.
Пограничные войска Республики Беларусь задерживают при пересечении Государственной границы Республики Беларусь в пунктах пропуска либо вне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь иностранцев, не имеющих разрешения на въезд в Республику Беларусь, но заявивших о желании быть признанными беженцами в Республике Беларусь и в течение трех суток уведомляют об этом территориальные органы по миграции.
Органы государственной безопасности Республики Беларусь:
по запросу органов государственного управления по вопросам беженцев в пределах своей компетенции представляют информацию о наличии у иностранцев, заявивших о желании быть признанными беженцами, или ходатайствующих о признании их беженцами обстоятельств, исключающих предоставление им такого статуса;
инициируют решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь:
принимают участие в переговорах, подготовке документов и внесении предложений по заключению международных договоров между Республикой Беларусь и другими государствами в области вынужденной миграции;
содействуют в пределах своих полномочий выполнению требований Закона, в том числе обеспечению депортации иностранцев, получивших отказ в признании их беженцами, лишенных статуса беженца, утративших статус беженца, за пределы территории Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы:
определяют места для временного поселения иностранцев, ходатайства которых о признании их беженцами зарегистрированы территориальными органами по миграции и которые не имеют возможности самостоятельно поселиться;
оказывают помощь в интеграции иностранцев, признанных беженцами, с учетом наличия свободных рабочих мест и вакансий на рынке труда;
предоставляют места для временного проживания иностранцев, признанных беженцами, не имеющих возможности самостоятельно поселиться.
Органы Государственной службы занятости Республики Беларусь организуют профессиональное обучение и трудоустройство иностранцев, признанных беженцами, по месту регистрации в территориальном органе по миграции и в органе внутренних дел.
Иностранец, заявивший о намерении быть признанным беженцем и достигший возраста восемнадцати лет, обязан лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
в подразделение пограничных войск, или орган внутренних дел, или территориальный орган по миграции при вынужденном незаконном пересечении им Государственной границы Республики Беларусь в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь в течение суток со дня пересечения Государственной границы Республики Беларусь. При наличии обстоятельств, не зависящих от него и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством о признании беженцем, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период существования возникших обстоятельств;
в территориальный орган по миграции по месту своего пребывания на законном основании на территории Республики Беларусь.
Подразделение пограничных войск обязано в течение трех суток уведомить о желании иностранца быть признанным беженцем ближайший территориальный орган по миграции для рассмотрения вопроса регистрации ходатайства.
Сведения о прибывших вместе с иностранцем членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей – в ходатайство их законного представителя либо в ходатайство одного из членов их семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, содержание и воспитание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
В случае прибытия на территорию Республики Беларусь иностранцев, желающих быть признанными беженцами, не достигших возраста восемнадцати лет, без сопровождения законных представителей территориальным органом по миграции по возможности проводится их опрос, заполняется опросный лист и принимаются меры по передаче этих иностранцев органам опеки и попечительства Республики Беларусь до принятия решения об определении их правового положения.
Решение о регистрации ходатайства иностранца о признании его беженцем принимается территориальным органом по миграции в течение трех рабочих дней с момента подачи ходатайства.
Иностранцу, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, выдается временное свидетельство о регистрации ходатайства, которое является документом, подтверждающим личность иностранца, ходатайствующего о признании беженцем.
Иностранец, подавший в территориальный орган по миграции ходатайство о признании его беженцем и получивший уведомление об отказе в регистрации ходатайства, но не использующий право на обжалование решения об отказе в регистрации ходатайства, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного иностранца иных законных оснований для пребывания на территории Республики Беларусь.
Иностранец, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, а также прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
проживание на время рассмотрения ходатайства в местах временного поселения по направлению территориальных органов по миграции либо самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца либо лица без гражданства при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание независимо от размера занимаемой жилой площади;
бесплатную экстренную медицинскую помощь;
получение денежной помощи в порядке и размере, определяемых Правительством Республики Беларусь.
Иностранец, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, а также прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
соблюдать Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь;
отбыть к месту временного поселения в течение трех суток после получения направления на временное поселение и по прибытии в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;
соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного поселения;
пройти обязательное медицинское освидетельствование в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Процедура признания иностранца беженцем может быть остановлена на любом этапе, если в ходе рассмотрения ходатайства выяснится, что иностранец сообщил о себе заведомо ложные сведения или совершил деяние, создающее угрозу безопасности государства пребывания или общественному порядку.
Решение о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь либо об отказе в признании его беженцем в Республике Беларусь принимается республиканским органом государственного управления по миграции на основании заключения, представленного соответствующим территориальным органом по миграции, с учетом проведенной процедуры рассмотрения ходатайства и материалов личного дела иностранца.
Иностранцу, признанному беженцем и достигшему возраста шестнадцати лет, территориальным органом по миграции выдается удостоверение установленного образца в соответствии с Положением об удостоверении беженца, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.
Сведения о членах семьи иностранца, признанного беженцем, не достигших возраста шестнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей – в удостоверение их законного представителя либо в удостоверение одного из членов их семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
При получении удостоверения национальный (гражданский) и (или) другие документы, удостоверяющие личность иностранца, признанного беженцем, остаются на хранении в территориальном органе по миграции на срок признания данного лица беженцем.
Иностранец признается беженцем на срок до трех лет. Этот срок может продлеваться на каждые последующие пять лет.
В случае, если иностранцу отказано в признании его беженцем, территориальный орган по миграции в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному иностранцу по месту его пребывания уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения иностранца и членов его семьи.
Территориальные органы по миграции информируют органы внутренних дел о принятом окончательном решении об отказе в признании иностранца беженцем в Республике Беларусь.
Иностранец, получивший уведомление об отказе в признании его беженцем и не использующий право на обжалование решения об отказе в признании беженцем, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об отказе, а в случае использования им права обжалования такого решения – в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу.
Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
выбор населенного пункта для самостоятельного поселения по договорам найма (поднайма), аренды жилого помещения на основании удостоверения беженца;
самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь либо постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание, если при вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;
получение в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в соответствии с Положением о пребывании беженцев на территории Республики Беларусь, утверждаемым Правительством Республики Беларусь, в случае невозможности самостоятельного поселения;
медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;
получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Республики Беларусь;
работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;
социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;
получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;
приобретение движимого и недвижимого имущества наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;
обращение с заявлением о предоставлении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь по основаниям, не связанным со статусом беженца, или на приобретение гражданства Республики Беларусь по истечении семи лет после признания беженцем в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
участие в общественной деятельности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;
добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
выезд на местожительство в другое государство.
Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
соблюдать Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь;
при самостоятельном поселении в течение трех рабочих дней после получения удостоверения стать на учет в территориальном органе по миграции и зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту пребывания;
после получения в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в течение трех суток убыть в указанный населенный пункт и по прибытии в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;
сообщать в течение семи дней в территориальный орган по миграции и при необходимости в соответствующий орган внутренних дел сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь;
сообщать в территориальные органы по миграции о намерении переменить место пребывания на территории Республики Беларусь либо выехать на местожительство за пределы территории Республики Беларусь;
проходить ежегодную регистрацию в сроки, устанавливаемые территориальными органами по миграции.
Иностранец утрачивает статус беженца:
после получения разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь либо при приобретении гражданства Республики Беларусь;
если снова добровольно воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности;
если, лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрел;
если приобрел гражданство другого государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
если добровольно вновь обосновался в государстве, которое покинул или вне пределов которого пребывал вследствие опасений преследований;
если не может больше отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого он вынужден был покинуть;
если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, угрожавшие ему в данном государстве, больше не существуют.
Иностранец лишается статуса беженца, если он:
сообщил заведомо ложные сведения либо предъявил поддельные документы, послужившие основанием для признания его беженцем;
создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Республики Беларусь.
Решение об утрате иностранцем статуса беженца или о лишении иностранца статуса беженца принимается республиканским органом государственного управления по миграции.
Иностранец, утративший статус беженца или лишенный статуса беженца, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.
- Часть I
- Тема 2. Основы учения о конституции 21
- Тема 3. Основы конституционного строя республики беларусь 35
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в республике беларусь 57
- Тема 5. Гражданство республики беларусь 94
- Тема 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь 101
- Тема 7. Политико-территориальное устройство республики беларусь. Административно-территориальное устройство республики беларусь 117
- Тема 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина Лекция 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина
- Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права
- Методы конституционного права
- Место конституционного права в системе права
- Источники и система конституционного права
- Система конституционного права
- Конституционно-правовые нормы и институты
- Виды конституционно-правовых норм
- Институты Конституционного права
- Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
- Виды конституционно-правовых отношений
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты
- Конституционно-правовая ответственность
- Конституционное право как наука и учебная дисциплина Наука конституционного права
- Контрольные вопросы к теме №1
- Юридические свойства и функции конституции
- Функции конституции
- Классификация конституций и их структура
- Структура конституции
- Конституционное развитие Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь периода вхождения ее в состав ссср
- Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Основная литература по теме № 2
- Тема 3. Основы конституционного строя республики беларусь Лекция 3. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- Конституционные основы политической системы белорусского общества. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства
- Конституционные основы экономического строя Республики Беларусь
- Конституционные основы социальных отношений в Республике Беларусь
- Конституционные основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь
- Образование
- Культура
- Религия
- Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №3
- Основная литература по теме №3
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в республике беларусь Лекция 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь
- Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод
- Классификация прав и свобод
- Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь. Понятие и принципы (конституционные основы) правового статуса личности
- Личные (гражданские) права и свободы
- Право на жизнь
- Свобода, неприкосновенность и достоинство личности
- Право на личную жизнь
- Неприкосновенность жилища
- Свобода передвижения и выбор места жительства
- Право на определение отношения к религии
- Право на вступление в брак и создание семьи
- Свобода мнений и убеждений
- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком
- Право на судебную защиту
- Право на юридическую помощь
- Право на защиту международных организаций
- Политические права и свободы
- Свобода печати и информации
- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- Свобода объединений
- Право на управление делами общества и государства
- Право избирать и быть избранным
- Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- Право на обращение в государственные органы
- Свобода печати и информации
- Экономические, социальные и культурные права
- Право на труд
- Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
- Право на отдых
- Право собственности
- Право на охрану здоровья
- Право на благоприятную окружающую среду
- Право на социальное обеспечение
- Право на жилище
- Право на участие в культурной жизни
- Право на образование (ст.48 Конституции Республики Беларусь)
- Конституционные обязанности граждан
- Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
- Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц
- Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
- Обязанность охранять природу
- Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов
- Обязанность защищать Республику Беларусь
- Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
- Конституционные гарантии прав и свобод личности
- Контрольные вопросы к теме 4
- Основная литература по теме 4
- Тема 5. Гражданство республики беларусь Лекция 5. Гражданство Республики Беларусь
- Понятие, конституционно-правовое регулирование и принципы гражданства Республики Беларусь
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь
- Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Основная литература по теме №5
- Тема 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь Лекция 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
- Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство
- Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Право убежища
- Право убежища
- Понятие беженцев, их правовой статус в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме № 6
- Основная литература по теме № 6
- Понятие политико-территориального устройства государства и его формы. Юридические признаки Республики Беларусь как унитарного государства
- Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
- Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства
- Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц
- Населенные пункты Республики Беларусь: понятие, виды, характеристика
- Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь
- Примечание
- Контрольные вопросы к теме 7
- Основная литература по теме 7
- Литература
- Основы конституционного права
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.