Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства
Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства определена Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Наиболее важные (основные) вопросы решает Президент Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Беларуси и с учетом мнения местных Советов депутатов:
образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения, а также районам города Минска;
принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанные с вопросами административно-территориального устройства;
относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;
принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения;
объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:
представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц;
осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
определяет порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Определенными полномочиями наделены также местные Советы депутатов и исполнительно-распорядительные органы. Так, статьей 10 Закона предусмотрено, что областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;
по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;
устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов;
образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
Областные исполнительные и распорядительные органы:
по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Согласно статье 11 Закона, районные Советы депутатов:
вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;
относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);
устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.
Районные исполнительные и распорядительные органы:
представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
В соответствии со статьей 12 Закона, городские Советы депутатов:
вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения; вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Городские исполнительные и распорядительные органы:
представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
Поселковые и сельские Советы депутатов:
вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона).
- Часть I
- Тема 2. Основы учения о конституции 21
- Тема 3. Основы конституционного строя республики беларусь 35
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в республике беларусь 57
- Тема 5. Гражданство республики беларусь 94
- Тема 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь 101
- Тема 7. Политико-территориальное устройство республики беларусь. Административно-территориальное устройство республики беларусь 117
- Тема 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина Лекция 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина
- Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права
- Методы конституционного права
- Место конституционного права в системе права
- Источники и система конституционного права
- Система конституционного права
- Конституционно-правовые нормы и институты
- Виды конституционно-правовых норм
- Институты Конституционного права
- Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
- Виды конституционно-правовых отношений
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты
- Конституционно-правовая ответственность
- Конституционное право как наука и учебная дисциплина Наука конституционного права
- Контрольные вопросы к теме №1
- Юридические свойства и функции конституции
- Функции конституции
- Классификация конституций и их структура
- Структура конституции
- Конституционное развитие Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь периода вхождения ее в состав ссср
- Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Основная литература по теме № 2
- Тема 3. Основы конституционного строя республики беларусь Лекция 3. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- Конституционные основы политической системы белорусского общества. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства
- Конституционные основы экономического строя Республики Беларусь
- Конституционные основы социальных отношений в Республике Беларусь
- Конституционные основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь
- Образование
- Культура
- Религия
- Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №3
- Основная литература по теме №3
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в республике беларусь Лекция 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь
- Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод
- Классификация прав и свобод
- Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь. Понятие и принципы (конституционные основы) правового статуса личности
- Личные (гражданские) права и свободы
- Право на жизнь
- Свобода, неприкосновенность и достоинство личности
- Право на личную жизнь
- Неприкосновенность жилища
- Свобода передвижения и выбор места жительства
- Право на определение отношения к религии
- Право на вступление в брак и создание семьи
- Свобода мнений и убеждений
- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком
- Право на судебную защиту
- Право на юридическую помощь
- Право на защиту международных организаций
- Политические права и свободы
- Свобода печати и информации
- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- Свобода объединений
- Право на управление делами общества и государства
- Право избирать и быть избранным
- Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- Право на обращение в государственные органы
- Свобода печати и информации
- Экономические, социальные и культурные права
- Право на труд
- Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
- Право на отдых
- Право собственности
- Право на охрану здоровья
- Право на благоприятную окружающую среду
- Право на социальное обеспечение
- Право на жилище
- Право на участие в культурной жизни
- Право на образование (ст.48 Конституции Республики Беларусь)
- Конституционные обязанности граждан
- Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
- Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц
- Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
- Обязанность охранять природу
- Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов
- Обязанность защищать Республику Беларусь
- Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
- Конституционные гарантии прав и свобод личности
- Контрольные вопросы к теме 4
- Основная литература по теме 4
- Тема 5. Гражданство республики беларусь Лекция 5. Гражданство Республики Беларусь
- Понятие, конституционно-правовое регулирование и принципы гражданства Республики Беларусь
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь
- Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Основная литература по теме №5
- Тема 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь Лекция 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
- Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство
- Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Право убежища
- Право убежища
- Понятие беженцев, их правовой статус в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме № 6
- Основная литература по теме № 6
- Понятие политико-территориального устройства государства и его формы. Юридические признаки Республики Беларусь как унитарного государства
- Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
- Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства
- Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц
- Населенные пункты Республики Беларусь: понятие, виды, характеристика
- Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь
- Примечание
- Контрольные вопросы к теме 7
- Основная литература по теме 7
- Литература
- Основы конституционного права
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.