Экзамен
Советы профессора А.В.Малько по подготовке и сдаче экзамена
Экзамен — проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету (см.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1991. С. 903). Это своеобразный «венец конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.
Цель экзамена — завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования — подготовке квалифицированных специалистов. Основными функциями экзаменов являются обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающая функция экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литера туры (монографий, статей и т.п.) в нормативной базы (законов и т.п.).
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету.
Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену? По каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия? Каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т.п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.
Перед экзаменом на консультации обычно спрашивают нужно ли заучивать учебный материал. И да, и нет. Все зависит от того, что именно
заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определения понятий, ибо они фиксируют признаки, показывающие их суть и позволяющие отличить данное понятие от других.
Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий наращивает свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, И студент-юрист, запоминая конкретную учебную информацию, приобщается к данной системе, вынужден «подниматься» до ее уровня, говорить на ее языке, а не пытаться объяснить суть той или иной категории на уровне обыденного понимания. Это может привести к искажению содержания рассматриваемых проблем, что недопустимо.
Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизведения учебной информации и работы мысли.
Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому условно гарантированному запоминанию, т.е. запоминанию в расчете на помощь определенных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т.п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, последнему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум.
Следует распространить этот метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, субъект и степень сложности, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т.п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора.
Такие «палочки-выручалочки» не только позволяют упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к изучению конкретного учебного материала.
Для улучшения запоминания психологи предлагают определенные способы. Один из них — использование ассоциаций. Ассоциация в психологии — это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т.д. другими словами, это такой
психический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других.
Чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, — писал известный психолог У. Джеймс, — тем более прочно он задержан нашей памятью. Каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти» (Джеймс У. Психология, М., 1991. С. 194).
Для того чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо ответы на наиболее трудные с точки зрения студента вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т.п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят включаться» в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Важно помнить высказывание Л.Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
При подготовке к экзамену следует прежде всего уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной продукции. Дело в том, что «живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы. Для написания же и опубликования печатной продукции нужно время. Поэтому изложение некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ограничен.
На консультациях подчас задают вопрос: каким учебником пользоваться при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных научных школ, направлений, по-разному, в частности, интерпретирующих философские проблемы государства и права и т.п., и поэтому в каждом из них есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые
стороны, достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два учебных пособия или более.
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
При подготовке к экзамену важно наряду с «живыми» лекциями, учебниками и т.п. максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему может помочь программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить материал. Программа окажет содействие и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами, и применяя приемы «систематического и логического толкования», сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Иногда студент сознательно пытается «вырыть яму» для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент в своем ответе заведомо опускает какую-либо деталь с той целью, чтобы преподаватель задал по соответствующему пропуску вопрос. Блестящий ответ на поставленный уточняющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны — студент может сам попасть в «вырытую им яму» для преподавателя. Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, слабо разработанном понятии и т.п.
Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ студента:
- Программа дисциплины «Теория государства и права»
- I. Пояснительная записка
- II. Примерный расчет часов
- III. Содержание программы
- Вводный раздел
- Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Тема 3. Основные понятия о государстве и политической системе
- Тема 4. Основные понятия о праве и правовой системе
- Тема 5. Типология государства и права. Основные правовые системы современности
- II раздел. Теория права
- Тема 6. Социальное регулирование и социальные нормы
- 15Ильин и.А. Философия права. Нравственная философия. М., 1993.
- Тема 7. Формы (источники) права
- Тема 8. Нормативные правовые акты
- Тема 9. Система права
- 9. Кокотов а.Н. Конституционное право в российском праве,: понятие, назначение и структура // Правоведение, 1998, № 1.
- Тема 10. Нормы права
- 4. Малеин н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С. 12-19.
- Тема 11. Понятие, виды и состав правовых отношений
- Тема 12. Формы реализации права. Правомерное поведение
- Тема 13. Применение норм права
- Тема 14. Толкование норм права
- 1. Черданцев а.Ф. Толкование советского права. М., 1973.
- Тема 15. Правонарушение
- Тема 16. Юридическая ответственность
- 31Лейст о.Э. Санкции в советском праве. М., 1963.
- 33Коврига 3.Ф. Уголовно-процессуальная ответственность. Воронеж, 1984.
- III раздел. Теория государства и права и социально-правовая
- Практика.
- Тема 17. Правовая реформа в Российской Федерации
- Тема 18. Правотворчество и законодательный процесс
- Тема 19. Систематизация и кодификация нормативных актов. Юридическая техника
- Тема 20. Государство и личность. Проблема прав человека
- Тема 21. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 22. Социальное государство
- Тема 23. Государство, право, экономика
- 1. Графский в.Г. Государство и технократия. М., 1981.
- 5. Домаков в.В.Онтология права и экономики на этапе реформирования: Соотношение и взаимозависимость // Философия права. -2001. - № 1.
- Тема 24. Государство, право, информация
- Тема 25. Реформа органов государственной власти и административная реформы в Российской Федерации
- Тема 26. Современная федерация и самоуправление
- Тема 27. Государство, право, законность, правопорядок
- Тема 28. Правосознание и правовая культура
- Тема 29. Взаимодействие национальной и международной правовых систем
- Тема 30. Государство и право в глобализирующемся мире
- Тема 31. Современные учения о государстве и праве
- IV. Литература ко всему курсу:
- 76Спиридонов л.И. Теория государства и права: Учеб. - м., 1996.
- Планы семинарских занятий по теории государства и права
- Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Тема 3. Основные понятия о государстве и политической системе
- Тема 4. Основные понятия о праве и правовой системе
- Тема 5. Типология государства и права. Основные правовые системы современности
- 26. Проблема заимствования правовых институтов. Вопросы для обсуждения:
- Тема 6. Социальное регулирование и социальные нормы
- Тема 7. Формы (источники) права
- Тема 8. Нормативные правовые акты
- Тема 9. Система права
- Тема 10. Нормы права
- Тема 11. Понятие, виды и состав правовых отношений
- Тема 12. Формы реализации права. Правомерное поведение
- Тема 13. Применение норм права
- Тема 14. Толкование норм права
- Тема 15. Правонарушение
- Тема 16. Юридическая ответственность
- Тема 17. Правовая реформа в Российской Федерации
- Тема 18. Правотворчество и законодательный процесс
- Тема 19. Систематизация и кодификация нормативных актов.
- Юридическая техника
- Тема 20. Государство и личность. Проблема прав человека
- Тема 21. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 22. Социальное государство
- Тема 23. Государство, право, экономика
- Тема 24. Государство, право, информация
- 1. Понятие и признаки информационного общества.
- Тема 25. Реформа органов государственной власти и административная реформа в Российской Федерации
- Тема 26. Современная федерация и самоуправление
- Тема 27. Государство, право, законность, правопорядок
- Тема 28. Правосознание и правовая культура
- Тема 29. Взаимодействие национальной и международной
- Правовых систем
- Тема 30. Государство и право в глобализирующемся мире
- Тема 31. Современные учения о государстве и праве
- 112Практику его реализации.
- Азы науки: урок первый
- Темы дипломных работ, предлагаемые кафедрой
- Рефераты
- Тематика рефератов:
- Монографии, рекомендуемые для реферирования:
- 142Алексеев в.П., Першиц а.И. История первобытного общества. - м., 1990.
- Примерные темы для эссе:
- Критерии оценки эссе по теории государства и права
- Контрольные работы
- Творческие задания
- Примеры творческих заданий:
- 1. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей по теории государства и права объемом не менее 150 стр.
- 2. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам курса теории государства и права.
- 5. Представление материалов в Фонд социологических исследований кафедры (например, отчета о социологическом исследовании по социально- правовой проблематике).
- 14. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по курсу теории государства и права.
- Вопросы к зачету:
- Экзамен
- 1) Правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.Д.);
- Организация экзамена
- 3. Экзамен проводится в форме собеседования со всей группой ээкзаменующихся.
- 8. При подведении итогов учитывается уровень работы на семинарах, своевременность и качество выполнения учебных заданий (эссе, рефератов и др.).
- Экзаменационные вопросы:
- Часть 1:
- Часть 2:
- Критерии оценки на экзамене по теории государства и права: