2. Хозяйственные общества
Хозяйственные общества подразделяются на:
1) общества с ограниченной ответственностью;
2) общества с дополнительной ответственностью;
3) акционерные общества;
4) дочерние и зависимые общества.
Общество с ограниченной ответственностью - это организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли. Участники таких обществ не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.Уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации.Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
В обществах с дополнительной ответственностью уставный капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена - они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов.При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. В остальных вопросах деятельности ОДО применяются положения об ООО.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров).
Акционерные общества делятся на:
1) Открытое акционерное общество – общество, которое формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций, хотя законоположения в интересах защиты прав акционеров предусматривают оплату учредителями уставного капитала. Акционеры данного общества отчуждают свои акции без согласия других акционеров общества).
2) Закрытое акционерное общество - общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Следовательно, такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с уставом и в рамках ограничений Закона таким преимущественным правом обладает и АО в целом.
Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. Число учредителей общества закрытого типа (ЗАО) не может превышать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее 1000-кратной, а закрытого общества - не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.
Хозяйственное общество признается дочерним при наличии определенных условий:
- преобладающего участия в его уставном капитале основного общества или товарищества;
- договора между ними;
- иной возможности основного общества или товарищества определять решения, принимаемые этим обществом.
Зависимымпризнается общество, в уставном капитале которого другое общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) в капитале общества с ограниченной ответственностью. Нередко зависимые общества взаимно участвуют в капиталах друг друга. Такие отношения не порождают солидарной либо субсидиарной ответственности по долгам. Необходимо лишь определить сведения об этом в предусмотренном законом порядке. Эти сведения необходимы как для заинтересованных участников экономического оборота, так и для государственных контролирующих органов, которые устанавливают во избежание монополизма пределы такого участия.
3. Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственном кооперативе и уставом кооператива. Основу имущественной базы составляет паевой фонд кооператива. Как и в хозяйственных товариществах, установление минимального размера паевого фонда отнесено к компетенции членов данного ПК.
4. Государственное и муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.
В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда, как и ОАО, составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда.
Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйственное ведение.
В составе государственных предприятий есть федеральные казенные предприятия, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
5. Некоммерческие организации отличаются тем, что извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации. Однако некоммерческие организации тоже занимаются предпринимательской деятельностью в пределах уставных целей.
К ним относятся:
1) потребительские кооперативы (они - единственный вид некоммерческой организации, доходы которой, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между ее членами);
2) общественные или религиозные организации (объединения);
3) финансируемые собственником учреждения;
4) благотворительные и иные фонды;
5) другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Литература:
1. Вабищев С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь. – Мн.: «Молодежное», 2003.
2. Вабищев С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практическое пособие. – Мн.: Молодежное научное общество, 2002.
3. Вабищев С.С., Маньковский И.А. Коммерческая деятельность. Основы правового регулирования. Практическое пособие. – Мн.: Молодежное, 2004.
4. Маньковский И.А. Теория юридического лица. Монография. – Мн.: Молодежное научное общество, 2002.
5. Паращенко В.Н. Хозяйственное право. В 2 ч. Ч. 1. – Мн.: Веды, 1998.
6. Фадеев В.А. Как начать хозяйственную деятельность. - Мн., Амалфея, 1995.
7. Чигир В.Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. – Мн.: Амалфея, 2000.
8. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Учебник. Под ред. Витушко В.А., Филипчик Р.И. – Мн.: Книжный дом, 2004.
9. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Практическое пособие. Под ред. Витушко В.А., Семенкова В.И. – Мн., 2001.
10. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Под ред. Залесского В.В. - М.: Норма, 1999 г.
11. Предпринимательское право. Под ред. Косяковой Н.И. - М.: Приор», 2000 г.
12. Правовые основы бизнеса. Под ред. Липень Л.И. - Мн., Амалфея. 1995.
- Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.
- § 2. Хозяйственные отношения– общественные отношения в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг – классифицируются на:
- § 3.С понятием хп тесно связаны понятия о торговом праве, коммерческом праве, предпринимательском праве.
- Тема 2. Правовое регулирование предпринимательства.
- § 2. Права предпринимателя:
- § 3. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
- § 4. Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей возможно по решению:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.
- § 2. К субъектам малого предпринимательства относятся ип и юридические лица со среднемесячной численностью работников:
- § 3. Стадии созданиякоммерческих организаций:
- § 1. Основания для ликвидации коммерческих организаций.
- § 2. Порядок ликвидации коммерческих организаций.
- § 1. Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению:
- § 2. При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган представляются:
- Тема 4. Имущество, учет и отчетность субъектов хозяйственной деятельности.
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства).
- § 2. Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (далее - заявление должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.
- § 3. Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве, поданного должником либо кредитором.
- § 1. Конкурсное производство. Собрание кредиторов и комитет кредиторов.
- § 2. В процессе конкурсного производства управляющий производит опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества должника.
- § 4. Ликвидационное производство открывается после принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства в отношении должника.
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности.
- § 3. Оплата приватизируемого объекта может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора.
- Тема 7. Договор и санкции в хозяйственных отношениях (общие положения).
- 1. Публичный договор
- § 3. Санкция - мера, применяемая к нарушителю правовых норм или условий договора и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.
- Тема 8. Правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ, услуг.
- § 1. Понятие качества и средства его обеспечения. Стандартизация.
- § 2. Сертификация.
- § 2. Сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным нормативными актами и стандартами, осуществляемая аккредитованным органом по сертификации.
- § 1. Единство измерений.
- § 2. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- § 2. Ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации выступает в виде, уголовной, административной и гражданской ответственности.
- Тема 9. Правое регулирование цен и ценообразования.
- § 2. Виды цен и тарифов:
- § 4. Права юридического лица, предпринимателя в области ценообразования:
- Тема 10. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции.
- 2) Неправомерная.
- § 2. Формы неправомерной монополистической деятельности:
- § 3. Основные меры государственного антимонопольного регулирования:
- § 4. Конкуренты - хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.
- § 5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства включает гражданско-правовую, экономическую, административную и уголовную ответственность.
- Тема 11. Правовое регулирование деятельности бирж.
- § 4. Валютная биржа - юридическое лицо Республики Беларусь, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право осуществлять биржевые торги иностранными валютами;
- § 5. Предметом биржевой сделки на товарной бирже является заключение договора (приобретение контракта) на поставку биржевого товара, а также права на его куплю или продажу.
- Тема 12. Правовые основы деятельности банков и небанковских финансовых организаций.
- 3) Небанковская кредитно-финансовая организация
- § 3. Лицензии на осуществление банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном настоящим Кодексом.
- § 1. Виды банковских операций. Активные банковские операции.
- § 2. Пассивные банковские операции.
- § 3. Посреднические банковские операции.
- § 1. Виды банковских операций:
- 1. Банковский кредит
- 2. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)
- 3. Банковская гарантия
- § 2. Пассивные банковские операции:
- 1. Банковский вклад (депозит)
- 2. Банковский счет
- 3. Доверительное управление денежными средствами
- § 3. Посреднические банковские операции:
- 1. Расчеты
- 2. Валютно-обменные операции
- 3. Банковское хранение
- 4. Инкассация
- Тема 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.
- § 1. Понятие рынка ценных бумаг. Понятие ценных бумаг и их классификация.
- § 2. Виды ценных бумаг.
- § 1. Рынок ценных бумаг (цб) – сфера обращения определенных видов цб, осуществляемого по установленным правилам между праводееспособными субъектами.
- Тема 14. Законодательство об инвестиционной деятельности.
- Тема 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций.
- Тема 16. Общая характеристика хозяйственного (торгового) права зарубежных стран.
- § 2. В праве Германии юридические лица частного права делятся на:
- § 3. Организационно-правовые формы юридических лиц в России:
- 1. Хозяйственные товарищества.
- 2. Хозяйственные общества
- Вопросы к зачету и экзамену по курсу «Хозяйственное право»