logo search
Литература Нормотворчество / Черногор Правовой мониторинг

Под редакцией н.Н. Черногора

Авторский коллектив:

Горохов Д.Б. - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: § 1 гл. II(совместно с Н.Н. Черногором);§ 2 гл. II;§ 3 гл. III.

Радченко В.И. - кандидат юридических наук, главный научный сотрудник отдела мониторинга правоприменения и научного обеспечения юридической экспертизы проектов нормативных правовых документов Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации: гл. V.

Черногор Н.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Международного юридического института: предисловие;гл. I;§ 1 гл. II(совместно с Д.Б. Гороховым);§ 3 гл. II;§ 1,2 гл. III.

Чеснокова М.Д. - старший научный сотрудник отдела мониторинга законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: гл. IV.

ПРЕДИСЛОВИЕ

На протяжении последних нескольких лет в России происходит становление специфического вида юридической деятельности - правового мониторинга, складываются предпосылки для придания ей "статуса" государственной деятельности, функции органов государственной власти.

За это время удалось достичь определенных результатов как в сфере развития его концептуальных и методологических основ, так и в части внедрения правового мониторинга в механизм принятия и реализации законов. Данный процесс стимулирует развитие в юридической науке нового направления, которое призвано обеспечивать практику необходимыми знаниями и рекомендациями по организации и проведению правового мониторинга.

В деле формирования научных основ правового мониторинга немалая заслуга принадлежит Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Однако нельзя сказать, что работа по созданию системы правового мониторинга, его концептуальной и методологической основ завершена. Напротив, достигнутые результаты открывают новые грани данного явления, выявляют более сложные проблемы, требующие научного осмысления, а в некоторых случаях - коррекции отдельных уже состоявшихся концептуальных и методологических решений.

В предлагаемой вниманию читателей книге обобщены современные проблемы теории и практики правового мониторинга, а также творчески осмыслены существующие в настоящее время их решения. Некоторые вопросы поставлены впервые.

Во исполнение Национального планапротиводействия коррупции от 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (ред. от 13 апреля 2010 г.) <1> в настоящее время ведется активная работа по созданию единой системы мониторинга правоприменения в Российской Федерации. Минюстом России готовятся проекты Указа Президента Российской Федерации "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики проведения мониторинга правоприменения в Российской Федерации", работа над которыми должна быть завершена к октябрю 2010 г. В книге изложено авторское видение того, каким должен быть данный институт и как следует урегулировать общественные отношения, связанные с его осуществлением, для того, чтобы цель его создания в максимальной степени была достигнута.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2008. 5 августа. N 164; 2010. 15 апреля. N 79.

Одна из ключевых проблем использования механизма правового мониторинга на практике состоит в отсутствии проработанных и выверенных критериев, показателей и методики оценки эффективности нормативно-правового регулирования и правоприменения. На данной стадии формулируются ответы на основной вопрос, стоящий перед субъектом мониторинга - насколько действующая нормативная основа позволяет достичь заложенной цели правового регулирования определенного круга общественных отношений. При отсутствии механизма определения эффективности действия нормативных предписаний, применимых критериев и показателей его оценки деятельность по проведению правового мониторинга становится безрезультатной.

Авторами книги разработаны методика и критерии оценки эффективности правовых норм в процессе правового мониторинга. Предложенная методика отличается от существующих наработок систематизацией критериев и показателей оценки, разработкой круга факторов, влияющих на эффективность реализации правовых норм, проработанностью вопроса определения цели правовой нормы, комплексным выбором методов определения эффективности. Данная методика является общетеоретической и закладывает основу для разработки отраслевых методик определения эффективности нормативных правовых актов в процессе проведения правового мониторинга.

Изучение практики проведения правового мониторинга органами государственной власти показывает, что в этой работе не уделяется должного внимания социологическим исследованиям, без которых невозможно получить сколько-нибудь объективные данные об эффективности законодательства, его отдельных институтов и норм, а также прогнозированию развития объектов мониторинга.

По этой причине в книге этим вопросам уделено особое внимание - показано значение социологических исследований и юридического прогнозирования в правовом мониторинге, представлены результаты использования социологических методов в ходе проведения мониторинга приоритетного национального проекта "Образование", а также определения эффективности механизма оказания социальных услуг, предложена базовая методика прогнозирования развития законодательства и эффективности его применения.

Авторы полагают, что сделанные ими выводы и подготовленные рекомендации окажутся полезными как для дальнейших теоретико-прикладных исследований в этой области, так и для практики внедрения данного оценочного инструмента в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.