2. Факторы, подлежащие учету в юридических прогнозах
Юридическое прогнозирование должно осуществляться в соответствии с современными потребностями развития государства и с учетом необходимости адекватной реакции на вызовы, имеющие особую значимость для общества. Методологической предпосылкой прогнозирования служит принцип социальной обусловленности права и принцип его прогрессивно-поступательного развития <1>. Это значит, что в процессе юридического прогнозирования исследуются тенденции развития правовых институтов в их непосредственной связи с изменениями в экономическом базисе и политической системе. Еще более важна связь с социальными, политическими и экономическими факторами, нередко прогноз законодательства является составной частью общественно-политического планирования или прогнозирования, при этом общественно-политические цели являются определяющими <2>.
--------------------------------
<1> Гаврилов О.А. Указ. соч. С. 10.
<2> Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. Практические аспекты прогнозирования законодательстваи эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. N 8. С. 5.
Поэтому важным элементом юридического прогноза является учет разнообразных факторов, воздействующих на прогнозную модель. Фактор (от лат. factor- делающий, производящий), - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты <1>.
--------------------------------
<1> Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. М., 1990. С. 1412.
В наиболее общем виде к факторам, воздействующим на прогнозную модель, могут быть отнесены:
- политический фактор (политические процессы, явления, факты различного уровня, которые оказывают воздействие на изменения правовой системы);
- экономический фактор (процессы в экономике, влекущие изменения правовой регуляции);
- социальный фактор (динамика социальных отношений, влияющая на изменение правового регулирования);
- культурный фактор (воздействие ценностей, нравов, верований);
- психологический фактор (психологическое состояние людей, влияющее на восприятие права).
По содержанию, помимо обозначенных факторов, можно дополнительно обозначить культурные, правовые, идеологические, религиозные, демографические, глобализационные, форс-мажорные и иные. В зависимости от временных характеристик можно выделить факторы, постоянно оказывающие воздействие на объект прогнозирования, влияющие в течение длительного периода времени, кратковременные, ситуационные.
Для проведения оценки факторов, влияющих на объект прогнозирования, важно установить: под воздействием каких явлений и процессов объект прогнозирования сформировался и существует в его современном виде; интенсивность влияния конкретных факторов на объект прогнозирования; факторы, играющие решающую роль в изменении объекта прогнозирования.
Следует учитывать, что различные факторы влияют на объект прогнозирования с различной интенсивностью. Так, ценностно-психологический фактор может уступать фактору политическому. Как, например, это происходит в ряде государств Европы, где набирает силы правовое регулирование семейных отношений однополых партнеров.
В ряде случаев различные факторы могут воздействовать на объект прогнозирования в едином направлении. Так, в ПосланииПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. особо отмечалась необходимость гуманизации закона и порядка его применения (политический фактор). Социальным фактором является криминализация общества (перенасыщение его лицами судимыми, прошедшими школу "тюремного воспитания") <1>. Результирующей воздействия этих двух факторов на правовую систему будет декриминализация ряда составовУКРФ с последующим их внесением вКодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
--------------------------------
<1> За последние 16 лет осуждено свыше 15 млн. человек, из них 5 млн. - к лишению свободы. Количество заключенных в России составило на 1 марта 2009 г. 891 тыс. человек и имеет тенденцию к росту.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Правовой мониторинг как вид юридической деятельности
- § 4.3. Результаты изучения эффективности механизма оказания социальных услуг (на примере города Москвы)
- Глава 5. Прогнозирование развития законодательства и эффективности его применения в ходе проведения правового мониторинга
- § 5.1. Значение юридического прогнозирования для обеспечения эффективности правового регулирования
- § 5.2. Базовая методика прогнозирования развития законодательства и эффективности его применения
- Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики
- Под редакцией н.Н. Черногора
- Глава 1. Правовой мониторинг как вид юридической деятельности
- § 1.1. От изучения проблем оценки эффективности правовых
- § 1.2. Концепция правового мониторинга и ее коррекция в
- § 1.3. Юридическая техника правового мониторинга
- Глава 2. Институализация правового мониторинга: современное состояние и перспективы
- § 2.1. Основные направления институализации
- § 2.2. Тематический (функциональный) мониторинг
- § 2.3. Мониторинг правоприменения
- Глава 3. Оценка эффективности нормативных актов в процессе правового мониторинга
- § 3.1. Место оценки эффективности в технологическом
- § 3.2. Методика и критерии оценки эффективности
- § 3.3. Зарубежный опыт анализа эффективности
- Глава 4. Социологические исследования в правовом мониторинге
- § 4.1. Значение социологических исследований в правовом
- § 4.2. Опыт использования социологических методов в ходе
- § 4.3. Результаты изучения эффективности механизма
- Глава 5. Прогнозирование развития законодательства и эффективности его применения в ходе проведения правового мониторинга
- § 5.1. Значение юридического прогнозирования
- § 5.2. Базовая методика прогнозирования развития
- 1. Субъекты прогнозирования развития законодательства
- 2. Факторы, подлежащие учету в юридических прогнозах
- 3. Основные методы прогнозирования развития
- 4. Роль экспертных оценок и социологических исследований
- 5. Этапы прогнозирования развития законодательства