logo search
botashova_a_k_politicheskii_terrorizm_determinaciya_i_formy

Глава 2. Современные формы политического терро­ризма в россии и пути его преодоления 2.1. Политический терроризм как форма этнического экстремизма

. С середины прошлого века в межнациональных отношениях стал фор­мироваться узел взаимодействующих между собой кризисных факторов -экономических, политико-правовых, идеологических и социокультурных. Развернулась политическая борьба, в которую активно включились не только подлинно национальные, но и экстремистски настроенные этнические дви­жения.

В некоторых странах громадная разрушительная сила экстремизма привела к развалу государств: распад Югославии и междоусобная война с эт­ническими чистками в Боснии и Герцеговине, мирный раскол Чехословакии на Чехию и Словакию, религиозно-этническая рознь в Северной Ирландии (Ольстерский кризис), сепаратистское движение в канадской провинции Квебек, межэтнические конфликты в Испании, Бельгии и ряде других евро­пейских стран - все это наиболее очевидные его проявления в современном мире.

Зачастую этнические экстремисты рассматривают терроризм как един­ственный путь заявить о своих требованиях. Террористические методы борь­бы активно используют Ирландская Республиканская Армия, Организация Освобождения Палестины, Баскская Родина и Свобода, которая намерена от­делить районы традиционного проживания басков от Испании, Партия Тру­дящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории Турции сицилийские и чеченские сепаратисты.

Политический терроризм, обнаруживающий себя в современных по­литических конфликтах, стал тесно переплетаться с этническими столкно­вениями. При этом одним из требований исследования политического тер­роризма является различение прямого и косвенного влияния, оказываемого этническим экстремизмом на возникновение изучаемого явления.

Этнический экстремизм на пространстве постсоветской России про­являет себя обостренным национальным самосознанием, нетерпимостью к нарушениям национального равноправия. Этот момент подчеркивают мно­гие исследователи, как и то обстоятельство, что лидеры экстремистских ор­ганизаций активно используют идеи национализма в террористической борьбе. Именно идеология национализма переводит интересы политиче­ских экстремистов в террористическую плоскость.

«Национализм апеллирует к наиболее глубоким и чувствительным психологическим качествам человека, отличающимся к тому же способно­стью незамедлительно рефлексивно реагировать на внешние раздражители положительного или отрицательного свойства. При этом воздействие из­вне, угрожающее ущемлением национального достоинства (будь то прямое оскорбление со стороны представителя другой национальности или распро­странение информации о совершении несправедливых действий по отно­шению к соплеменникам), вызывает однозначно негативную реакцию ин­дивида, представляющего данную нацию», - справедливо замечает В. Е. Петрищев29.

Поэтому наличие такой болезненной рефлексии позволяет лицам, по тем или иным причинам заинтересованным в обострении межнациональ­ных отношений, возбуждать агрессивную ответную реакцию, воздействуя на людей не на уровне сознания, а на уровне эмоций, переживаний, чувств. Это приводит их в состояние, когда критичность по отношению к собст­венным поступкам значительно снижается, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для манипулирования поведением людей и направ­ления возбужденной в них агрессивности в русло экстремизма и террориз-

2

ма .

Следует подчеркнуть, что воздействие на национальные чувства лю­дей обычно вызывает достаточно устойчивую ответную реакцию, для ней­трализации которой необходимо весьма продолжительное время.

На необходимость комплексного изучения этнических конфликтов указывают многие исследователи: А.Х. Боров, Т.А. Галкина, В. Григорянц, К.Ф. Дзамихов, В.А. Колосов, А.Д. Криндач, А.В. Малашенко, Л.И. Ников-ская, Э.А. Паин, А. Попов, Е.И. Степанов, В.Н. Стрелецкий и др.

Л. И. Никовская и Е.И. Степанов в книге «Конфликты в современной России» правомерно предлагают отчленить позитивные межнациональные конфликты от деструктивных. Позитивными они считают позиции конфлик­тов между этносами, которые ослабляют тоталитаристские структуры и от­ношения, выступая фактором расширения и углубления процесса демократи­зации; а негативными - конфронтации, которые тормозят и свертывают этот процесс или вносят в него элементы деструкции30.

Ряд отечественных ученых - В.А. Колосов, Т.А. Галкина, А.Д. Криндач утверждают: «Внезапные изменения отношений граждан к государству - это результат сдвигов в самоидентификации отдельных лиц и социальных групп, происходящих под влиянием деятельности политических элит и государст­венных институтов, которые пытаются убедить население в правильности своей концепции истории, своего взгляда на происхождение той или иной социальной страты. Стремясь объединить определенную группу людей и продемонстрировать ее отличие от других групп, политические элиты и го­сударство прибегают к системе культурных маркеров, или символов, способ­ных укрепить связь между членами группы, вырабатывают стереотипные представления и т. д.»31.

2 Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А. Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения // Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 63.

В совместном проекте лаборатории «Territories et identitis» дается более глубокая интерпретация противоречий, приводящих к этнорегиональным конфликтам: «Политические элиты и государственные институты соперни­чают в попытках превратить культурные различия между народами в основу территориальности последних: восприятия «своей» и «чужой» территорииесть важнейшая составляющая идентичности.... Следовательно, идентич­ность не только постоянно меняющийся набор социальных представлений и мифов, но и результат борьбы между различными элитами, государственны­ми образованиями или местными администрациями, старающимися как луч­ше «продать» свои культурные маркеры и получить контроль над теми из них, которые уже приобрели популярность»32.

Таким образом, этничность или сознание принадлежности к этниче­ской группе, будучи «весьма архаичным модусом самоопределения»33, обна­ружила себя в качестве наиболее устойчивой и надежной основы для личной и групповой идентичности, которая в наши дни часто принимает форму на­ционализма и сепаратизма, т. е. преследует цель отделения данной нации и образования самостоятельного государства.

Межэтнические отношения, начав развиваться на волне освободитель­ных и демократических идей, под влиянием интересов и установок опреде­ленных политических сил и движений склонны быстро принимать экстреми­стскую форму и приобретать террористическую направленность, которая не может обеспечить ни освобождения, ни демократизации.

Общественно-политическая практика показывает, что этнический тер­роризм не имеет ничего общего с отстаиванием национального достоинства и тем более со спасением собственной нации. Нередко террористы национали­сты отстаивают свои собственные интересы и взгляды, а отнюдь не желания большинства того этноса, за независимость которого они якобы борются.

Например, во Франции активно действует террористический Фронт на­ционального освобождения Корсики, который ставит своей целью достиже­ние независимости Корсики. Однако, согласно опросу общественного мнения в 1996г., подавляющее большинство корсиканцев - 91% не поддерживаетидею независимости острова34. Не вызывает сомнений, что корсиканские тер­рористы - националисты, которые, как и многие им подобные, движимы лишь жаждой власти; подлинные интересы своего народа ими игнорируются. В таких случаях внимательный анализ позволяет рассмотреть тщательно маскируемое презрение к собственному народу.

В ряде случаев националистам нужны трупы соплеменников, иногда много трупов. Тогда, во-первых, возникает вражда и ненависть к представителям государ­ственной власти и «главной» нации, а отделение и образование самостоятельного государства начинает представляться единственно возможным выходом из соз­давшегося положения, единственным способом спасения собственного этноса. По­следний сплачивается и консолидируется для защиты от общего врага. Во-вторых, что исключительно важно, против государства формируется общественное мнение, поскольку имеются многочисленные жертвы, причем на общественность особо гне­тущее впечатление оказывает гибель мирного населения. Вожди чеченских сепара­тистов прекрасно понимали, что их полупартизанская небольшая армия никак не способна одолеть российские войска. Поэтому ставка была сделана на остроотри­цательное отношение к чеченской войне в России и за рубежом, возникшее как ре­акция на гибель мирного населения. Эта реакция должна была заставить централь­ную власть пойти навстречу требованиям сепаратистов. Можно сказать, что имел ме­сто своеобразный террор против чеченского народа, организованный главарями се­паратистов и осуществленный руками российских военных, общественность же стала его невольным соучастником.

К тому времени, когда эйфория по поводу прелестей самоопределения замет­но поубавится, этнос оказывается втянутым в безнадежные кровавые конфронтации с другими этносами, составляющими его окружение.

В современной западной этнополитологии сложилось весьма разветв­ленное научное направление, которое уделяет большое внимание изучению ро­ли так называемых этнических и религиозных предпринимателей. Речь идет о политических лидерах, наживающих политический капитал на акцентированиимежэтнических и межконфессиональных различий. Представители этой школы -Дж. Ротшильд, П. Брасс, М. Эсман и другие35.

В отечественной науке изучению феномена механизма группового мани­пулирования как инструмента консолидации этнических и религиозных групп в ходе межгрупповых политических конфликтов уделено несправедливо мало внимания. Из российских ученых достаточно внимательно эту тему рассматри­вает А.В. Попов, который выделяет три стадии процесса манипулирования об­щественным сознанием36. Причем все три стадии можно наглядно проиллюстриро­вать на примере Чеченской республики.

Первая стадия - «эмоциональная актуализация ксенофобий», при которой все прошлые и настоящие, действительные и мнимые обиды должны быть выведены на поверхность общественного сознания и поданы в болезненно-заостренной форме как свидетельства и символы национального унижения и ос­корбления. Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью спе­циальной литературы и СМИ, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувст­вительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и достоинство каждого представителя данного этноса.

Подготовка чеченского общества к вооруженному сопротивлению фе­деральной власти проводилась задолго до ввода федеральных сил в Чеченскую республику. Инструментом воздействия на массовое сознание и мобилизацию общества для борьбы с центральной властью были некоторые литературные про­изведения чеченских авторов, многочисленные публикации местных и москов­ских историков, других обществоведов, переводные сочинения, националисти­ческая литература из других регионов СССР. В них пестовался-трагико-драматический или геройский облик чеченской истории и чеченцев, звучали призывы к «восстановлению исторической справедливости».

Вторая стадия группового манипулирования - «практическая ориентация групп» - состоит в том, что массовое сознание («соотечественников» или «едино­верцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, про­грамм, перечня популярных практических шагов. Это весьма непростой этап в системе манипулирования общественным мнением, требующий сосредоточения усилий интеллектуалов. От умелости их действий зависит много. Так, «изготов­ленная ими программа, - пишет А.В. Попов, - может быть примитивной, срабо­танной по лекалам погромных кличей и рассчитанной исключительно на люм­пенов, но может быть и развернута в эстетически привлекательную... идеологи­ческую систему, способную мобилизировать широкие слои населения...»37. Как правило, подобные программы строятся на двух уровнях - публичном («про­грамма для масс») и эзотерическом («программа для вождей»). Последняя, по мнению автора, содержит технические детали планируемых террористических акций, будь то захват власти или дестабилизация ситуации в некоем регионе, в стране, в мире.

Третья стадия - «моральная легимитизация насилия» - завершает процесс группового манипулирования. Власти, которые просто-напросто прозевали под­готовительный этап, пытаются остановить массовое движение при помощи силовых структур (разгоны, запреты демонстраций, митингов и пр.) и ре­прессий (штрафы, увольнения, организация судебных преследований и пр.). Лидеры националистических движений с готовностью формируют военизиро­ванную охрану («отряды самообороны» и пр.), которая становится национальным вооруженным формированием. Таким образом, конфликтная ситуация пере­ходит в этап вооруженного противостояния, нередко с использованием террори­стических методов борьбы.

Имелись конкретные предпосылки, способствовавшие реализации всех стадий эскалации конфликта до террористических актов в Чеченской республике. Процесс актуализации этничности с неизбежностью интенсифицировался, при­обретая дополнительные характеристики. Прежде всего, этничность здесь практи­чески полностью соответствует матрице традиционной социо-культурной сис­темы. Установка на полное восстановление возможностей этнокультурного вос­производства потребовала и ревитализацию соответствующих традиционных институтов и ролей. Далее, при существенном сходстве базовых черт традици­онных общественной организации и культуры, общности религии у народов Северного Кавказа, разграничение «мы - они» в этническом самосознании выли­валось по преимуществу в представление о границах этнических территорий. Запутанность исторического наследия в этом вопросе и давление текущей по­литики вели к гипертрофии этнотерриториальных признаков идентичности. На­конец, актуализация этничности порождала элементы психологического дистан-циирования от Российского государства38.

Интенсивное идеологическое воздействие на историческую память на­селения, апелляция к ней как к фактору делегитимизации системы советского со­циализма также имели особое влияние на ситуацию в регионе. Ведь актуализация исторической памяти для поисков идентичности и для ориентации в современ­ных общественных реалиях изначально интерпретировалась новой политической элитой России в виде «синдрома жертвенности и вчинения исков». История по­литики Российской Империи и СССР в отношении народов Кавказа объективно дает большой материал для подпитки этого синдрома. Но такая избирательность исторической памяти навязывалась и своеобразным контекстом современной региональной политики российских властей, вернувшихся, казалось, к решению задач конца XVIII века. Сами риторические формулы, звучащие: «Россия и Кав­каз» или «Кавказская политика России»; политическая практика, включавшая ма­неврирование между республиками и национальными группами, элитами, движениями, региональными властями и оппозицией; элементы «вмешательст­ва», так же как и сам его характер, сводившийся к использованию вооруженных контингентов, - все это создавало впечатление, что государственная власть РФ не считает себя представителем народов Северного Кавказа, а намерена проводить некие внешние по отношению к ним российские интересы в данном регионе. «Внешнеполитический» оттенок такой линии российской власти усиливалсятем, что она порой действительно выглядела как продолжение и отражение её закавказской, т.е. действительно внешней политики. Не менее важно было на­зойливое акцентирование геополитического аспекта региональной политики и подчеркнутое внимание к укреплению Северо-Кавказского военного округа. На­конец, чрезвычайно показательный аспект деятельности российского ру­ководства на Северном Кавказе - его отношение к движению казачества, под­тверждавшее фактическую готовность пойти навстречу требованиям вос­становления статуса казачества как военно-служилого, «милитаризированного» сословия. Это было прямым стимулом к возрождению элементов традиционного уклада жизни народов Северного Кавказа39.

«Архаизирующие эффекты экономических реформ, хозяйственной по­литики последних лет также выразились довольно сильно - разрушаются наиболее современные сектора производственной и научно-технической сфер и резко снижается статус соответствующих социально- профессиональных кате­горий, что вытесняет их в более «отсталые» и традиционные сферы хозяйства. В целом резко возросла значимость для населения натурального самообеспечения на основе парцеллярного сельскохозяйственного производства. Столь различные, но оказавшиеся ныне взаимосвязанными процессы, такие как ослабление соци­альных функций государства и развертывание свободной экономической само­стоятельности, в т.ч. частного предпринимательства, привели к резкому повыше­нию функциональности традиционных типов социальных связей и институтов, прежде всего семейно-родственных, земляческих, клановых»40. Развал федераль­ной бюджетной сферы снижает социально-интегративные функции российской государственности, ведет к размыванию социальных слоев, ориентированных в своей жизнедеятельности на стабильное и эффективное функционирование ин­ститутов социетального центра огромной страны. Дополняет картину диффе­ренциация этих проявлений в различных этнических средах.

Механизм эскалации этнических экстремистских устремлений известен.

Сначала национальное движение «от имени народа» (формой представительства «народного волеизъявления» могут быть национальный съезд, национальный конгресс, национальный совет и другие варианты) - заявляет о желании наций выйти из состава государства и образовать собственное суверенное нацио­нальное государство.

Органы власти государства (ссылаясь на Конституцию) обычно отвергают возможность предоставления независимости. Отказ вызван объективными при­чинами, хотя со стороны кажется, что дело упирается в амбиции центральной власти. Отрицательный ответ заключается в невозможности разделения государ­ственной территории по экономическим, культурным, историческим причинам. Но главнее политические причины - геополитический и военно-стратегический интерес всего государства в целом. Исполнительные органы власти и силовые структуры государства начинают оказывать давление на лидеров и активистов национального движения, пытаясь заставить их отказаться от поддержки сепара­тистских лозунгов. В ответ «новоявленные князьки», почувствовав вкус власти и денег, уже ничем не брезгуют: выдвигают более радикальные требования и об­ращаются за поддержкой «к народу». И когда определенная работа по ведению в массах скрытой пропаганды и отбору наиболее преданных сторонников законче­на, наступает стадия реализации конфликта с тенденцией нарастания противо­стояния сторон.

Однако было бы не совсем корректно пытаться объяснить причину усиления этнических экстремистских тенденций террористической направленности только доминирующей ролью политических элит. Такой подход не может в полной мере объяснить феномен готовности к массовой мобилизации и интенсивности эмоций экстремистов, изначальную силу группового стремления к независимости, жерт­венности, готовности перейти к самым жестоким формам насилия.

По-видимому, более основательным будет являться системный подход, в равной мере учитывающий как общие характеристики, так и региональную спе­цифику «потенциала этнической экстремальности». Последний состоит из ком­плекса межэтнических и межнациональных противоречий следующего характера:

- этнокультурного или иного свойства, способного при определенных усло­виях реализоваться в форме экстремизма с применением террористического наси­лия.

Так, исторические предпосылки обычно выступают, как уже говори­лось, в виде глубоко укорененных в этническом сознании (пристрастных по форме и агрессивных по содержанию) представлений об «исторических вра­гах».

Этно-территориальные предпосылки политического терроризма кро­ются в виде устойчивых претензий на так называемые «этнические террито­рии».

Политические - как политико-правовая ущемленность статуса нацио­нальных автономий и этнических меньшинств в государствах, основанных на принципах этнического национализма; как отсутствие суверенной государст­венности.

Экономические предпосылки возникновения политического террориз­ма состоят в борьбе лидеров экстремистских организаций за «естественное право» на обладание ресурсами и собственностью.

Социальные и этнокультурные противоречия связаны с неравномер­ным развитием этнических территорий, с дискриминацией определенной на­циональной группы по расовому, этническому или религиозному признаку; немаловажное значение имеет и неравная степень свободы доступа разных этносов к ресурсам и рынкам.

О наличии подобного комплекса противоречий, реально подпитываю­щих экстремистские и террористические движения, можно говорить в отно­шении большинства полиэтнических государств мира. Если в некоторых ре­гионах межэтническая напряженность не выходит за цивилизованные рамкиобщей отрицательной комплиментарности между этносами, то в других ре­гионах идентифицируется как критическая, с применением междуэтническо­го насилия, в том числе террористического направления.

Суть конфликтов в современной России, ведущих к всплеску на­ционализма и обретающих экстремистскую форму, состоит в борьбе за кон­троль над системой национально-культурного воспроизводства, за создание поли­тических институтов для обеспечения реального суверенитета нации. Необходимо учитывать ярко выраженный политический характер современного этнического терроризма, поскольку в нем используются этнические и этнотерриториальные вопросы в качестве аргументов в борьбе за изменение политической структуры общества, политических отношений и связей государства, т.е. преследуются сугубо политические цели.

В недавнем прошлом «зоны» этнического экстремизма сосредотачива­лись преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока. Сегодня, ес­ли можно так выразиться, «дуга этнополитического экстремизма и террориз­ма» протянулась от Западной Сахары - через Балканы, Восточную Европу, Малую Азию, Причерноморье, Северный и Южный Кавказ, Центральную Азию и Тибет до Юго-Восточной Азии. В данном перечне не составляет ис­ключение и постсоветское пространство.

В настоящее время территория бывшего СССР - это множество регио­нов с потенциальными очагами политического экстремизма и терроризма. В качестве таких очагов могут рассматриваться: российско-кавказские, россий-ско-центральноазиатские, армяно-турецкие, армяно-азербайджанские, азер­байджано-иранские, туркмено-афганские, таджико-афганские, грузино-абхазские и иные отношения. В пределах постсоветского пространства высо­ким уровнем этноконфессиональной конфликтогенности выделяются Кавказ и Средняя Азия, что дало основание Збигневу Бжезинскому рассматривать их как «евразийские Балканы»41.

Анализируя политическую ситуацию на территории бывшего СССР можно утверждать, что этнические стороны открыто декларируют этниче­ский или религиозный характер экстремистских устремлений и применяют массированное насилие, в том числе в террористической форме, при нали­чии следующих условий:

Соединение этих трех условий становится катализатором, побуждаю­щим этнических экстремистов к решительным агрессивным действиям: од­ним из основных средств «решения» проблемы становится терроризм.

На общеевропейском уровне описанная ситуация совершенно отчетли­во проявилась в Балканском кризисе, где межэтнический и межконфессио­нальный экстремизм сербов, хорват, албанцев и других этносов в условиях деструкции режима устойчивого развития была использована странами Запа­да (и в первую очередь США) для реализации своих собственных интересов.

С этой точки зрения, попытки рассматривать современный сербо-хорвато-албанский конфликт как проявление исторического соперничества и традиционной вражды между православными, католиками и мусульманами, или как столкновение трех «цивилизаций» - западно-христианской, восточно-христианской и мусульманской, являются лишь концептуальным «прикры­тием» тривиального стремления конкретных государств, а также междуна­родных финансовых и политических сил скрыть собственные корыстные ин­тересы как истинные причины конфликтов.

Многие исследователи отмечают, что в России Беловежское соглаше­ние окончательно развязало руки этническим националистам, что в свою очередь, дает реальную возможность для активного вмешательства во внут­ренние дела страны западных государств транснациональным экстремист­ским и террористическим организациям, и другим, крайне деструктивным внешним политическим силам. Подобное вмешательство осуществляется пу­тем целенаправленной канализации политико-дипломатической, финансово-экономической, информационной, гуманитарной, технической, а иногда и прямой военной «помощи» экстремистам и террористам на территории Рос­сии. Другими словами, интересы стран Запада, «гегемонии» нового типа, стали играть роль своеобразной матрицы, определяющей интенсивность эт-нополитического экстремизма в нашей стране, формы его проявления, и даже варианты урегулирования конфликта и борьбы с терроризмом.

Возможно, учитывая геополитический интерес третьих стран в развя­зывании этноконфессионального экстремизма в России, важнейшими пред­посылками и одновременно условиями урегулирования внутренних кон­фликтов будет являться:

Первое условие предполагает предварительно согласованный паритет­ный отказ заинтересованных «внешних сил» от государственно-дипломатической, военной, политической и информационной форм геополи­тического вмешательства во внутренне - и внешнеполитическую жизнь Рос­сии. Но, учитывая настойчивую военную экспансию США в бывших респуб­ликах СССР, на выполнение этого условия надеяться не приходится.

Второе условие предполагает:

- обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных мень­шинств от политики сепаратизма, признание за верховной властью всех пол­номочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с органи­зованной преступностью;

Ход развития событий в XXI в. во многом зависит от того, удастся ли не допустить нового раздела мира, теперь уже по цивилизациионно -конфессиональному принципу. Дело в том, что только «в США шесть мил­лионов людей, принявших ислам, и они представляют, пожалуй, наиболее быстро распространяющуюся там религию. В Европе - миллионы мусуль­ман, эмигрировавших из Турции, Албании, Северной Африки, Сирии, Лива­на, Пакистана, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин. Их число тоже не будет уменьшаться».42

На территории России имеются регионы с компактным мусульманским населением, где проживает около двадцати миллионов мусульман. Поэтому утверждения, что ислам - агрессивная, воинствующая религия и что агрес­сивность исламского мира нарастает - способствуют разделению страны по конфессиональному признаку, наносят серьезный удар, в первую очередь, по российскому федерализму.

Важно отметить, что уже сама перспектива такого раздела, движение в этом направлении создадут благоприятные условия для роста сепаратизма -одной из наиболее опасных болезней современности. Неверно считать, что понятие «сепаратизм» полностью сводимо к категориям «агрессия», «наси­лие». Сепаратизм не всегда включает насильственную компоненту, так как политический процесс, целью которого является создание собственного го­сударственного образования, не всегда сопровождается всплеском непосред­ственного насилия. Тем не менее, сегодня сепаратизм явился одной из наибо­лее опасных тенденций, мешающих устойчивому развитию в мире. Нельзя игнорировать эту угрозу, оставаясь в плену марксистской формулы «самооп­ределение вплоть до отделения», зафиксированной в Уставе Организации Объединенных Наций и получившей широкое распространение. Реалии дня таковы, что приверженцы лозунгов защиты общедемократических ценностей, утверждающие, что самоопределение нации или этнической группы включа­ет в себя ее право на отделение и создание собственного государства - спо­собствует росту межэтнической напряженности. «Ныне эта формула, оче­видно, устарела. И если этого не признать, можно так или иначе поощрить развитие событий, которое покроет весь земной шар множеством очагов на­силия. В XXI веке в составе 150 многонациональных государств насчитыва­ется две с половиной тысячи национальных этнических групп. В случае реа­лизации права этих национальных или этнических групп выделить в само­стоятельные государства международные отношения будут погружены в ха-ос»43.

Действительно, национальный вопрос существует и одним отказом от формулы, по которой каждая нация или народность вправе сами распоря­жаться своей судьбой, проблему до конца не решить. Но важно отметить, что право на самоопределение не должно входить в противоречие с защитой принципа территориальной целостности любого государства. Создание но­вых государств возможно лишь при достижении двустороннего согласия на это как выделяющейся, так и остающейся в рамках данного государства час­ти населения данной страны. Если нет согласия в данном вопросе, то единст­венный путь решения национального вопроса - автономия в рамках сохра­няющего свое единство государства. Такая автономия должна дать самооп­ределяющейся нации или этносу широкие права в социально-экономической, политической и культурной областях.

Раздел любого государства по национально-религиозному признаку окажет крайне негативное воздействие на стабильность внутригосударствен­ных и межгосударственных отношений. Раздел мира по такому признаку су­щественно затруднит становление и развитие мировой цивилизации, которая должна стремиться вобрать в себя все лучшие черты различных националь­но-религиозных особенностей цивилизаций современного мира.

В заключение необходимо отметить, что этнических конфликтов, а со­ответственно, этнического экстремизма и терроризма в чистом виде не суще­ствует, поскольку их главную цель составляет борьба за власть, территорию и ресурсы.

При этом политический терроризм активно стремится привлечь на свою сторону этнически и конфессионально близкие народы, финансовые и политические круги других государств, мировое общественное мнение, что ведет к интернационализации и эскалации конфликтов. Политический тер­роризм, как форма выражения этнического экстремизма на стадии эскалации конфликта, способен придать конфликту межрегиональный, а в некоторых случаях и глобальный характер. В полиэтничной России необходимо нау­читься просчитывать все возможные последствия принимаемых политиче­ских, экономических, административных решений, проводя их своеобразную экспертизу с точки зрения влияния на состояние межнациональных отноше­ний в стране.