9.4 Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Экологическое право»
Изучение дисциплины «Экологическое право» предполагает широкое использование в учебном процессе инновационных технологий методов обучения, основанных на применении современных достижений науки и информационных технологий, в целях повышения качества подготовки специалистов, развития у студентов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения на основе усвоенных норм действующего законодательства. В том числе методы проблемного обучения, моделирования, активного обучения, игровых технологий и других методов учебно-познавательной направленности. При этом используется вполне очевидная высокая степень формализации правовых норм материального и процессуального права для электронного, мультимедийного, технического, текстового отображения и применения в деловых, ролевых, игровых, сценарных и иных ситуациях, позволяющих выработать конкретное правомерное решение в реальной практике общественных отношений. Для студентов заочного обучения наиболее важен метод самообучения, при котором в процессе самостоятельной работы по заданной настоящим учебно-методическим комплексом программе студент взаимодействует с рекомендованными образовательными материалами при минимальном участии преподавателя. Помимо них также требуется поиск дополнительных учебно-методических и научных работ, печатных материалов, видеоматериалов, компьютерных обучающих программ, баз данных, электронных статей и других образовательных ресурсов, отображенных в компьютерных информационных сетях.
В целях повышения качества преподавания дисциплины, в частности будут использованы следующие инновационные технологии:
- Игра ролевая – метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы. По некоторым темам семинарских занятий будут разыграны сценарии рассмотрения в судах различной категории споров по экологическим вопросам, конкретной деятельности людей разных должностей и профессий в конкретной ролевой деятельности на предприятии, в организации, фирме, органе управления (семинарские занятия 7, 10).
- Игра деловая – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме. Будет имитирована ситуация принятия управленческого решения должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти в сфере экологии или специалистами в процессе хозяйственной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду
( семинарское занятие 7).
- Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив (семинарские занятия 3, 8, 9, 16, 19).
- Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра (семинарские занятия 7, 11, 14, 17).
- Проблемное изложение – педагогический метод, при котором лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (лекции 2,6).
* Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы (семинарские занятия 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19) . Сообщение, как устное, так и письменное, выполняемое как преподавателем, так и студентами в учебном процессе, представляющее собой развернутое, полное и концентрированное изложение определенной темы, вопроса программы, задания для семинарского занятия или самостоятельной работы студента
- Авторы-составители: канд. Юрид. Наук Бережной в.А.
- Содержание
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Очная форма обучения
- Форма обучения заочная
- Форма обучения заочная (сокращенная) на базе впо
- 4. Содержание курса общая часть
- Раздел I. Сущность экологического права.
- Тема 1. Понятие экологического права. Предмет, принципы,
- Тема 2. Источники экологического права.
- Раздел II. Характеристика экологических правоотношений.
- Тема 4. Права и обязанности субъектов экологических правоотношений.
- Тема 5. Право экологопользования.
- Раздел III. Механизмы обеспечения экологопользования и охраны окружающей среды.
- Тема 6. Правовой механизм экологопользования и охраны окружающей среды.
- Тема 7. Организационно-управленческий механизм экологопользования и охраны окружающей среды.
- Тема 8. Экономический механизм экологопользования и охраны окружающей среды.
- Особенная часть
- Раздел IV. Эколого-правовой режим использования и охраны природных ресурсов.
- Тема 9. Эколого-правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
- Тема 10. Эколого-правовой режим использования и охраны земель и других природных ресурсов в населенных пунктах и промышленных зонах.
- Тема 11. Эколого-правовой режим использования и охраны лесов и других объектов растительного мира.
- Тема 12. Эколого-правовой режим использования и охраны водных объектов.
- Тема 13. Эколого-правовой режим использования и охраны недр.
- Тема 14. Эколого-правовой режим использования и охраны объектов животного мира.
- Раздел V. Эколого-правовая охрана отдельных компонентов экологической системы.
- Тема 15. Правовая охрана атмосферного воздуха.
- Тема 16. Эколого-правовой режим особо охраняемых природных территорий.
- Тема 17. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий.
- Тема 18. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.
- Тема 19. Эколого-правовой режим континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
- Раздел VI. Международное сотрудничество. Международное экологическое право.
- Тема 20. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международное экологическое право. Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды в зарубежных странах.
- 5. Темы семинарских занятий
- Раздел I. Сущность экологического права.
- Тема 1. Понятие экологического права. Предмет, принципы, методы и история экологического права.
- Раздел II. Характеристика экологических правоотношений.
- Тема 3. Экологические правоотношения.
- Раздел III. Механизмы обеспечения экологопользования и охраны окружающей среды.
- Тема 7. Организационно-управленческий механизм экологопользования и охраны окружающей среды.
- Тема 8. Экономический механизм экологопользования и охраны окружающей среды.
- Раздел iy. Эколого-правовой режим использования и охраны природных ресурсов.
- Тема 9. Эколого-правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
- Тема 10. Эколого-правовой режим использования и охраны земель и других природных ресурсов в населенных пунктах и промышленных зонах.
- Тема 11. Эколого-правовой режим использования и охраны лесов и других объектов растительного мира.
- Тема 12. Эколого-правовой режим использования и охраны водных объектов.
- Тема 13. Эколого-правовой режим использования и охраны недр.
- Тема 14. Эколого-правовой режим использования и охраны объектов животного мира.
- Раздел y. Эколого-правовая охрана отдельных компонентов экологической системы
- Тема 15. Правовая охрана атмосферного воздуха.
- Тема 16. Эколого-правовой режим особо охраняемых природных территорий.
- Тема 17. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий.
- Тема 19. Эколого-правовой режим континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
- 6. Задания для самостоятельной работы студентов
- 6.1 Темы рефератов.
- 34. Основные элементы эколого-правового режима использования и охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды.
- 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению
- 1. Варианты контрольных работ.
- 2. Выбор варианта контрольной работы.
- 3. Требования к содержанию и оформлению контрольной работы.
- 4. Методические указания по выполнению контрольной работы.
- 8. Вопросы для подготовки к зачету/экзамену
- 8.1. Вопросы для подготовки к зачету
- 8.2. Вопросы для подготовки к экзамену
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Литература:
- 9.2. Законы и другие нормативные правовые акты
- 9.3. Методическое обеспечение дисциплины
- 9.4 Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Экологическое право»
- 9.5. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 10. Глоссарий
- Федеральное агентство по образованию Российский государственный торгово-экономический университет
- Контрольная работа