Правовой режим служебной тайны.
Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ.
Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права.
Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:
•отнесена ФЗ к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости;
•является охраноспособной конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);
•не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
•получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных ФЗ.
Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.
Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации:
1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ в целях защиты государственных интересов:
•военную тайну;
•тайну следствия;
•судебную тайну;
2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.
Разновидностью служебной тайны является налоговая тайна, поскольку по всем основным признакам она совпадает с признаками служебной тайны.
Правовая охрана права на служебную тайну. Правовая охрана в отношении охраноспособной конфиденциальной информации других лиц в режиме служебной тайны в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностными лицами и иными представителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и в случаях, установленных ФЗ. Сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента постановки на учет, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Государственные органы и их должностные лица вправе использовать полученную конфиденциальную информацию только в целях, для которых она была получена и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны; порядок передачи этой информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств ее защиты и т.п..
Служебная тайна не подлежит разглашению государственными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренныхФЗ. К разглашению служебной тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу коммерческой тайны, ставшей известной должностному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.
В отношении собственной служебной тайны федеральные государственные органы и их руководители должны иметь следующие права:
•устанавливать режимы охраны служебной тайны и сроки их действия для сведений, доступ к которым ограничен ФЗ и для сведений, доступ к которым может быть ограничен должностными лицами в силу служебной необходимости;
•разрешать допуск (прекращать допуск) граждан (в том числе должностных лиц) и организаций к этим сведениям, если иное не указано в федеральном законе;
•распоряжаться сведениями, составляющими служебную тайну;
•требовать защиты сведений, составляющих служебную тайну, в силу положений закона от всех лиц, кому эта информация стала известна на законных основаниях;
•добиваться сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты для сведений, составляющих служебную тайну;
•ставить вопрос о привлечении лиц, виновных в разглашении служебной тайны, к дисциплинарной или административной, либо уголовной ответственности.
Наряду с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать установленный порядок работы с такой информацией.
Защита прав на служебную тайну. Государственные органы несут ответственность за убытки, причиненные владельцам охраноспособной конфиденциальной информации, вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном ФЗ.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники государственных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем такая ответственность предусматривается и для владельцев охраноспособной конфиденциальной информации при нарушении правил ее представления в государственные органы в случаях и порядке, установленном ФЗ.
Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны должна осуществляться в порядке, аналогичном для государственной тайны.
В действующем законодательстве сегодня установлены лишь нормы уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона:
ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения);
ст. 310 - разглашение данных предварительного следствия;
ст. 311 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса;
ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
- «Информационное право»
- Понятие, свойства и структура информации.
- Понятие и признаки информационного общества.
- Информационное общество в России. Программа «Информационное общество 2011-2020».
- Описание
- Понятие и предмет информационного права.
- Информация как объект права, понятие и признаки.
- Информационные права и свободы человека и гражданина.
- Право на информацию.
- Свобода выражения мнений. Понятие и содержание.
- Виды информации и доступ к ней.
- Право на доступ к информации и его охрана.
- Информация без права ограничения доступа.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Понятие права на неприкосновенность частной жизни и его структура.
- Объекты и субъекты права на неприкосновенность частной жизни.
- Персональные данные: понятие и виды.
- Правовой режим персональных данных.
- Свобода массовой информации: понятие, правовая характеристика.
- Средства массовой информации как объект права.
- Правовой режим сми.
- Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.
- Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации.
- Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.
- Понятие и содержание государственной тайны.
- Правовой режим государственной тайны.
- Понятие рекламы. Законодательство рф о рекламе.
- Требования к рекламе.
- 2. Недобросовестной признается реклама, которая:
- 3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- 4. Реклама не должна:
- 5. В рекламе не допускаются:
- Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус.
- Особенности правового регулирования отдельных способов рекламирования.
- Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
- Статья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании
- Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
- Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
- Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
- Особенности рекламы отдельных видов товаров.
- Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров
- Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
- Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
- Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия
- Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари
- Статья 28. Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности
- Статья 29. Реклама ценных бумаг
- Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением
- Статья 30_1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации
- Политическая и социальная реклама.
- Понятие и структура интеллектуальной собственности.
- Понятие и содержание коммерческой тайны.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Правой режим банковской тайны.
- Правовой режим профессиональной тайны.
- 1. Врачебная тайна
- Правовой режим служебной тайны.
- Понятие и структура вредной информации.
- Особенности правового регулирования отношений в сети Интернет.
- Понятие и предмет информационной безопасности.
- Доктрина информационной безопасности рф.
- Понятие «электронного правительства» и «электронного государства». Элементы электронного правительства.
- Электронное правительство в России.
- Общие вопросы организации библиотечного дела в рф.
- Права граждан в области библиотечного дела.
- Общие вопросы организации архивного дела в рф.
- Архивный фонд рф.
- Правовые вопросы использования электронной подписи.