Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Источники права.
В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью — заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась самостоятельная отрасль — «право международного сотрудничества в борьбе с преступностью» (иногда ее называют «международное уголовное право», что, на мой взгляд, не совсем точно).
Источниками данной отрасли являются:
конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);
договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;
договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.
Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются прежде всего в определении международных уголовно наказуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений, обеспечению ответственности преступников, установлению правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.
Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими государствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений.
Формами сотрудничества являются:
обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий;
розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора;
некоторые другие.
Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой информации, в принципе не отличаются от предусматриваемых договорами о правовой помощи.
1. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства
В настоящее время Российской Федерацией подписаны пять соглашений о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законодательства: с Арменией, Белоруссией, Грузией, Узбекистаном и Таджикистаном (все вступили в силу).
Участники соглашений сотрудничают:
в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства;
в предоставлении по запросу о содействии или в инициативном порядке информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами;
в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства;
в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;
в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства;
в области обучения кадров и обмена специалистами;
по другим вопросам, которые требуют совместных действий.
Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы.
2. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями таможенного законодательства
Сотрудничество в сфере борьбы с нарушениями таможенного законодательства осуществляется как на универсальном (Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.), так и на региональном (Соглашение СНГ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г.), а также двустороннем уровнях (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1995 г., Соглашение между правительствами РФ и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1996 г. и др.).
Установлены прямые связи между территориальными таможенными органами России и Белоруссии, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Казахстана. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямого обращения региональных таможенных управлений России в территориальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот.
На основании соглашений таможенные службы сотрудничают в целях:
а) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот;
б) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений;
в) борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения:
об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот;
о совершенных или готовящихся таможенных правонарушениях.
По запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другого государства проводит проверку или расследование по согласованным в договоре вопросам. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании.
Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы.
3. Сотрудничество органов внутренних дел РФ с зарубежными правоохранительными органами в борьбе с общеуголовной преступностью
МВД России заключено несколько десятков соглашений о борьбе с преступностью. В их числе: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г. и др. В целях унификации положений заключаемых соглашений Правительство РФ в 1995 г. утвердило типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД РФ и министерствами внутренних дел иностранных государств, устанавливающий порядок и формы взаимодействия органов внутренних дел РФ с соответствующими органами зарубежных государств.
В соответствии с договорами органы внутренних дел РФ сотрудничают в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений и прежде всего:
насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
террористических актов;
коррупции и деятельности организованной преступности,
незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
преступных посягательств на культурные и исторические ценности;
преступлений на транспорте и др.
Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов.
Международное сотрудничество по борьбе с ПРЕСТУПНОСТЬЮ - сотрудничество по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними: сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, а тж. совместные усилия государств по борьбе с общеуголовной преступностью. М.с. по б. с п. осуществляется, как правило, на договорной основе. В соответствующих договорах обычно есть положения о признании определенных деяний преступными (например, рабство и работорговля, захват заложников, незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации), о юрисдикции договаривающихся государств в отношении таких деяний, об ответственности лиц, их совершивших. Одним из основополагающих положений таких договоров является обеспечение неотвратимости наказания за совершенные преступления. Относительно новой и весьма специфичной сферой М.с. по б. сп. является сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью, осуществляемое в рамках ООН. К основным направлениям этой сферы сотрудничества резолюциями ГА ООН и ЭКОСОС отнесены содействие обмену опытом, накопленным государствами в области борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; содействие внедрению более эффективных методов и способов предупреждения преступности и борьбы с ней, в т.ч. путем разработки программ международного сотрудничества в этой области; обсуждение наиболее важных профессиональных вопросов, составляющих основу для международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Такое сотрудничество осуществляется в рамках и других межправительственных (Интерпол) и неправительственных (Международная ассоциация уголовного права. Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и др.) международных организаций. Основа развития всех направлений М.с. по б. с п. - неуклонное соблюдение всеми государствами принципов уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела.
Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности
К ним относятся:
1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107).
Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.
2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.
В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством.
Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.
3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.
Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях проституции.
Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств в этой области.
4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:
- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, 1971 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов, 1973 г.;
- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1976 г. выделила две категории правонарушений:
а) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;
б) деяния признание преступными которых отдано на усмотрение государств.
В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международный договор о борьбе с терроризмом, предоставляющий рекомендации ГА ООН по данной проблеме.
На региональном уровне проблема терроризма находится в зоне внимания ОБСЕ, ОАГ, СНГ и др.
Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.
5) Захват заложников. В 1979 г. принята Конвенция по борьбе с захватом заложников, которая создала правовую основу для сотрудничества государств по пресечению действий, направленных на захват заложников.
6) Безопасность гражданской авиации и морского судоходства.
Борьба с преступлениями в этой области ведется на основе:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) и Протокол, касающийся незаконных актов в международных аэропортах, 1988 г.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.
Эти Конвенции предусматривают:
а) универсальную юрисдикцию - если предполагаемый преступник находится на территории одного из государств-участников,
б) юрисдикцию государства регистрации воздушного судна или государства флага морского судна,
в) территориальную юрисдикцию,
г) юрисдикцию государства гражданства,
д) юрисдикцию государства, на территории которого совершило посадку воздушное судно и предполагаемый преступник находится на его борту.
Выдача регулируется на основе принципа - выдавай или наказывай.
В двусторонних договорах о воздушном сообщении также содержатся нормы по вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
7) Незаконный оборот наркотиков. В настоящее время действуют:
- Единая конвенция о наркотических средствах, 1961 г. Ст. 36 Конвенции называет 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Государствами-участниками был утвержден Международный комитет по контролю над наркотиками;
- Конвенция о психотропных веществах, 1971 г.;
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г., которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.
В системе ООН функционируют:
- Комиссия ООН по наркотическим средствам;
- Международный совет по контролю за наркотическими средствами;
- Программа ООН по контролю за наркотическими средствами;
- Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется также на двустороннем и региональном уровне.
8) Фальшивомонетничество. Действующая в этой области Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков была принята в Женеве в 1929 г. Ее участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денег и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников.
В настоящее время ряд статей конвенции устарел и требует дополнений. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и национальным законодательством.
9) Вербовка наемников. Борьба с наемничеством получила свое правовое закрепление в Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, 1989 г., где содержится формула определения юрисдикции: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип.
Международная борьба с преступностью координируется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Секретариатом ООН, специализированными учреждениями ООН.
Непосредственно противостоят преступным проявлениям:
- Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они собираются один раз в пять лет, и координируют усилия мирового сообщества в борьбе с преступностью и унификацией международного уголовного права.
- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе 40 человек, избираемых ЭКОСОС на 3 года.
- Интерпол (Международная организация уголовной полиции), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются:
- уголовная регистрация;
- международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести;
- поиск похищенных ценностей;
- оказание технической помощи странам-участникам;
- статистика и научно-исследовательская деятельность.
На региональном уровне борьба с преступностью осуществляется ОАГ, ЛАГ, Советом Европы, Европейским Союзом и др.
С 1993 г. в СНГ действует на постоянной основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
- Понятие, предмет и правовая природа мп.
- История становления мп.
- I этап - древние времена.
- II этап - мп от падения Римской империи до Вестфальского мира 1648
- III этап развития мп - от Вестфальского мира 1648 гг. До первой Гаагской конференции мира.
- IV этап - от Гаагских конференций к формированию современного мп.
- Система мп.
- Нормы мп и их классификация.
- Источники мп.
- Принципы мп.
- 1. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 2.Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- 3.Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- 4.Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- 5.Принцип равноправия и самоопределения народов
- 6.Принцип суверенного равенства государств
- 7.Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- 8.Принцип нерушимости государственных границ
- 9.Принцип территориальной целостности государств
- 10.Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Взаимодействие международного и национального права.
- Способы включения международно-правовых норм во внутригосударственное право. Рецепция, трансформация, инкорпорация, легитимация, отсылка.
- Понятие и виды субъектов мп. Элементы международной правосубъектности.
- Государство как субъект мп.
- Международное признание.
- Правопреемство государств.
- Международные организации (понятие, классификация, юридическая природа).
- Международные конференции (понятие, круг участников, порядок работы, юридическое значение принимаемых решений).
- Устав оон. Цели и принципы. Членство.
- Система органов оон.
- Понятие и основные источники права международных договоров.
- Классификация международных договоров.
- Стадии заключения международных договоров.
- Условия действительности и недействительности международных договоров.
- Прекращение действия международных договоров.
- Оговорки к многосторонним договорам.
- Толкование договоров.
- Мирные средства разрешения международных споров
- Понятие и особенности международно-правовой ответственности.
- Основания международно-правовой ответственности.
- Виды и формы международно-правовой ответственности.
- Понятие международного правонарушения и его виды.
- Международно-правовая ответственность государств.
- Международно-правовая ответственность международных организаций.
- Понятие и источники дипломатического и консульского права.
- Система государственных органов внешних отношений.
- Дипломатические представительства (понятие, состав, функции и полномочия).
- Консульские представительства (понятие, функции).
- Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты.
- Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности.
- Ограничение вооружений и разоружение.
- Основания правомерного применения силы в мп.
- Миротворческие операции оон.
- Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Устав оон международно-правовая основа сотрудничества государств по всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.
- Характеристика основных международно-правовых документов по вопросам прав человека.
- Международные преступления и преступления международного характера.
- Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Источники права.
- Правовая помощь по уголовным делам.
- Выдача преступников.
- Борьба с преступностью и международные организации.
- Классификация территорий в зависимости от правового режима.
- Понятие и состав государственной территории.
- Режим государственной границы.
- Юридические основания территориальных изменений.
- Понятие и источники международного воздушного права.
- Международные полеты и режим воздушного пространства.
- Понятие, источники и основные принципы международного космического права.
- Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.
- Понятие, источники и основные принципы международного экологического права.
- Право вооруженных конфликтов: понятие, цели, сфера действия, источники.
- Участники вооруженного конфликта.
- Международно-правовая защита жертв вооруженного конфликта.
- Действие мп в период вооруженных конфликтов.
- Окончание войны и его международно-правовые последствия.