Международно-правовая ответственность государств.
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения. Существуют два вида международно-правовой ответственности государств политическая и материальная. Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций. Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др. Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции. Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т.д. Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др. Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж. Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д. Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения. Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства. Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства. Таким образом, сатисфакция преследует три цели: принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния; наказание виновных; принятие мер к предотвращению повторения нару-шения. Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине). Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в между-народной организации (лишение права права на представитель-ство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера исключение из международной организа-ции. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовав-шему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г. Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации. реституции и субституции. Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл.. что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций». Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция. Компенсация. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена. Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций. В результате рассмотрения дела о проекте Габчиково-Надьмарош Международный суд ООН решил, что «существует вполне устоявшаяся норма международного права, согласно которой потерпевшее государство имеет право на получение компенсации от государства, которое совершило международно-противоправное деяние, за причиненный им ущерб». По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения. Проценты. Они начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства. Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.
- Понятие, предмет и правовая природа мп.
- История становления мп.
- I этап - древние времена.
- II этап - мп от падения Римской империи до Вестфальского мира 1648
- III этап развития мп - от Вестфальского мира 1648 гг. До первой Гаагской конференции мира.
- IV этап - от Гаагских конференций к формированию современного мп.
- Система мп.
- Нормы мп и их классификация.
- Источники мп.
- Принципы мп.
- 1. Принцип неприменения силы и угрозы силой
- 2.Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- 3.Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- 4.Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- 5.Принцип равноправия и самоопределения народов
- 6.Принцип суверенного равенства государств
- 7.Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- 8.Принцип нерушимости государственных границ
- 9.Принцип территориальной целостности государств
- 10.Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Взаимодействие международного и национального права.
- Способы включения международно-правовых норм во внутригосударственное право. Рецепция, трансформация, инкорпорация, легитимация, отсылка.
- Понятие и виды субъектов мп. Элементы международной правосубъектности.
- Государство как субъект мп.
- Международное признание.
- Правопреемство государств.
- Международные организации (понятие, классификация, юридическая природа).
- Международные конференции (понятие, круг участников, порядок работы, юридическое значение принимаемых решений).
- Устав оон. Цели и принципы. Членство.
- Система органов оон.
- Понятие и основные источники права международных договоров.
- Классификация международных договоров.
- Стадии заключения международных договоров.
- Условия действительности и недействительности международных договоров.
- Прекращение действия международных договоров.
- Оговорки к многосторонним договорам.
- Толкование договоров.
- Мирные средства разрешения международных споров
- Понятие и особенности международно-правовой ответственности.
- Основания международно-правовой ответственности.
- Виды и формы международно-правовой ответственности.
- Понятие международного правонарушения и его виды.
- Международно-правовая ответственность государств.
- Международно-правовая ответственность международных организаций.
- Понятие и источники дипломатического и консульского права.
- Система государственных органов внешних отношений.
- Дипломатические представительства (понятие, состав, функции и полномочия).
- Консульские представительства (понятие, функции).
- Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты.
- Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности.
- Ограничение вооружений и разоружение.
- Основания правомерного применения силы в мп.
- Миротворческие операции оон.
- Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Устав оон международно-правовая основа сотрудничества государств по всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.
- Характеристика основных международно-правовых документов по вопросам прав человека.
- Международные преступления и преступления международного характера.
- Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Источники права.
- Правовая помощь по уголовным делам.
- Выдача преступников.
- Борьба с преступностью и международные организации.
- Классификация территорий в зависимости от правового режима.
- Понятие и состав государственной территории.
- Режим государственной границы.
- Юридические основания территориальных изменений.
- Понятие и источники международного воздушного права.
- Международные полеты и режим воздушного пространства.
- Понятие, источники и основные принципы международного космического права.
- Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.
- Понятие, источники и основные принципы международного экологического права.
- Право вооруженных конфликтов: понятие, цели, сфера действия, источники.
- Участники вооруженного конфликта.
- Международно-правовая защита жертв вооруженного конфликта.
- Действие мп в период вооруженных конфликтов.
- Окончание войны и его международно-правовые последствия.