66. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: источники, правовое положение субъектов, правовые формы; меры государственного регулирования и контроля.
Инвестиции и инвестиционная деятельность – прежде всего экономическое понятие, важнейшие экономические институты. В экономической литературе нет единого понятия, в общем инвестиция – капитал, деятельность – процесс размещения капитала, но нас интересует именно правовое понятие.
КРФ – основные направления инвестиционной политики (например, гарантия единого экономического пространства; к общим актам также относят ГК, НК, БК, ЗК; специальное зак-во: ФЗ «Об инв. деят-ти, осуществляемой в форме кап. вложений»этот закон дает такое определение: инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
В законе «об инвестиционной деятельности в РСФСР» понятие следующее: Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
1999; ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999; ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» 1998; ФЗ «Об исключительной экономической зоне» 1998; ФЗ «О соглашении о разделе продукции» 1995…
Отдельно можно выделить инвестиционное зак-во субъектов РФ ( Закон СПб « О государственной поддержке инв. деят-ти на территории СПб»).
Субъекты: государство, инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, др. лица в числе которых поставки, ю.л. (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) Особенностью субъектного состава, что они вправе совмещать функции 2 или нескольких участников.
Государство: важно различать деятельность как субъекта пуб. Отношений и ГП отношений.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы). Разделяют индивидуальных, корпоративных и институционных(как посредники) инвесторов.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Инвесторы имеют равные права на:
осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.
Правовые (договорные) формы: в процессе осуществления инвестиционной деятельности: инвестиционные договоры, контракты и договоры на передачу прав в отношении гос. собственности. Инвестиционный договор: важное значение правового регулирования на урвне субъектов; как правило заключаются на основании инвестиционнх торгов. Торги проводятся в виде конкурса и могут быть как закрытыми, так и открытыми; распространены случаи уступки права на объект инвестиций, такая замена стороны должна быть согласована с представителем государства; редко в исключительных случаях допускается предоставление инвестиций целевым способом, т.е. без проведения торгов. Договоры об инвестиционной деятельности закдючаются в письменной форме и могут носить нормативный характер, как например, в СПб. В соответствии с таким договором уполномоченный гос. орган прдоставляет застройщику ЗУ для застройки и здание с прилегающим ЗУ для осуществления инвестиционного проекта по строительству, реконструкции, кап. ремонту или реставрации. Застройщик обязуется выполнить работы, и другие обязанности, предусмотренные договором; начало реализации проекта – со дня подписания, потом по графику. Передача объекта – акт сдачи-приемки, при этом у застройщика д.б. необходимые лицензии, разрешение на строительство и регистрацию проекта, комплект тех. условий для реализации проект… + до начала застройщик обязан обеспечить объект энергоресурсами и коммун. Услугами + соблюдение СНиПов, правил застройки и т.п. прекращает действие с момента подписания сторонами протокола о реализацииинвестиционного проекта, обязательным условием является наличие акта Госкомиссии о принятии объекта в эксплуатацию.
Договоры на передачу прав в отношении гос.собственности ФЗ 1995 «О соглашениях о разделе продукции»:
Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения,
роведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (
Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.
В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном пор
В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:
если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
Сторонами соглашения
являются:
Российская Федерация
от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы;
инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
В случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.
рок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.
Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в пункте 3 настоящей статьи. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.
Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.
Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами.
Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона.
В состав
входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов,
в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления.
Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее - работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.
аботы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:
предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;
привлечению работников
приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 процентов общей стоимости приобретенных
ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.
Стороны могут согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и добыче минерального сырья стандартов
Организация выполнения работ по соглашению, в том числе
едение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (
условия и порядок:
определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;
определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке
Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.
. Реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также право на свободное использование на договорной основе объектов трубопроводного и иных видов транспорта, объектов по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий.
При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов,
Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ.
Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.
Меры гос. регулирования и контроля : большое значение имеет проведение единой гос. политики, направленной на организацию и привлечение в нашу страну инвестиций, координация деятельности и осуществление единой инвестиционной политики.
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы
используют следующие формы и методы:
создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
совершенствования системы налогов,
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов,
защиты интересов
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга в Российской Федерации;
проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создания возможностей формирования с
бъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета.
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
Органы государственной власти субъектов
могут использовать следующие формы и методы:
разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Экспертиза инвестиционных проектов
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Гарантии ии прав субъектов инвестиционной деятельности
Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
защиту капитальных вложений.
Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;
утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;
утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
Защита капитальных вложений
Капитальные вложения могут быть:
национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;
реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.
Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
2. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
4. В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.
5. При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальные гарантии
обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.
67. Инвестиционные фонды: понятие, виды, значение как формы инвестиционной деятельности, источники правового регулирования, правовой статус управляющей компании; паевые инвестиционные фонды, общие фонды банковского управления: понятие, особенности правового режима.
ФЗ «Об инвестиционных фондах»
2001 года
Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Понятие акционерного инвестиционного фонда
Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
Имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом акционерного инвестиционного фонда.
Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций.
Устав акционерного инвестиционного фонда в дополнение к положениям, предусмотренным Федеральным законом "Об акционерных обществах", должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанное в его инвестиционной декларации.
Акционерный инвестиционный фонд в течение трех дней с момента принятия решения о его ликвидации, а в случае ликвидации акционерного инвестиционного фонда по решению суда в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг соответствующее уведомление с указанием причин принятия такого решения.
Понятие паевого инвестиционного фонда
Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
Паевой инвестиционный фонд должен иметь название (индивидуальное обозначение), идентифицирующее его по отношению к иным паевым инвестиционным фондам.
Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом
Учредитель доверительного управления передает имущество управляющей компании для включения его в состав паевого инвестиционного фонда с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.
Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются.
Присоединяясь к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом, физическое или юридическое лицо тем самым отказывается от осуществления преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. При этом соответствующее право прекращается.
Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
Управляющая компания вправе предъявлять иски и выступать ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению паевым инвестиционным фондом.
Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У." и указано название паевого инвестиционного фонда.
При отсутствии указания о том, что управляющая компания действует в качестве доверительного управляющего, она обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ей имуществом.
5. Управляющая компания, если это предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, вправе в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, передать свои права и обязанности по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании.
Помимо существенных условий договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом должны содержать одно из следующих условий:
наличие у владельца инвестиционных паев права в любой рабочий день требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и
В доверительное управление открытым и интервальным паевыми инвестиционными фондами учредители доверительного управления могут передавать только денежные средства.
В доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом учредители доверительного управления могут передавать денежные средства, а также, если это предусмотрено правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом, иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией.
Передача учредителями доверительного управления в доверительное управление паевым инвестиционным фондом имущества, находящегося в залоге, не допускается.
Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда).
Инвестиционный пай открытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет также право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации,
Инвестиционный пай интервального паевого инвестиционного фонда удостоверяет также право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, не реже одного раза в год в течение срока, определенного правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом.
Инвестиционный пай закрытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет также право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, право участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев и, если правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом предусмотрена выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим этот паевой инвестиционный фонд, право на получение такого дохода.
Каждый инвестиционный пай удостоверяет одинаковую долю в праве общей собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и одинаковые права.
Инвестиционный пай не является эмиссионной ценной бумагой.
Инвестиционный пай не имеет номинальной стоимости.
Выпуск производных от инвестиционных паев ценных бумаг не допускается.
Требования к управляющей компании
Управляющей компанией могут быть только открытое или закрытое акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе являться участниками управляющей компании.
Управляющая компания может осуществлять предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
управляющая компания может совмещать предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.
управляющая компания обязана действовать разумно и добросовестно при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей.
обязана:
передавать имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, и имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию, если для отдельных видов имущества нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено иное;
передавать специализированному депозитарию незамедлительно с момента их составления или получения копии всех первичных документов в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, а также подлинные экземпляры документов, подтверждающих права на недвижимое имущество;
представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчетность в установленном им порядке;
раскрывать информацию об акционерном инвестиционном фонде и о паевом инвестиционном фонде в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- 1. Понятие предпринимательской деятельности; право на ее осуществление по законодательству рф.
- 2. Понятие коммерческого (предпринимательского) права; его место в системе права, проблемы правового дуализма в регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью.
- 3. Источники коммерческого (предпринимательского) права: источники национального, зарубежного и международного права, иные источники; значение судебной практики.
- 4. Участие государства (рф, субъектов рф) и муниципальных образований в сфере экономики и предпринимательской деятельности: правовые формы.
- 5. Правовой статус субъекта предпринимательской деятельности; основные особенности правового статуса различных видов субъектов предпринимательской деятельности.
- 7. Правовой статус коммерческой организации; общая характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций.
- 8. Хозяйственные товарищества: понятие, виды, специфика правового статуса, способы осуществления предпринимательской деятельности, права на имущество.
- 9. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, виды, специфика правового статуса, права и обязанности участников, органы управления, права на имущество.
- 10. Акционерные общества: понятие, виды, специфика правового статуса, права и обязанности акционеров, органы управления, права на имущество.
- 11. Понятие и основная характеристика дочерних и зависимых обществ. Холдинги: понятие, значение, правосубъектность.
- 12. Производственные кооперативы: понятие, виды, специфика правового статуса, права и обязанности членов кооператива, органы управления, права на имущество.
- 13. Правовое положение унитарных предприятий: государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия.
- 14. Осуществление предпринимательской деятельности на территории рф иностранными юридическими и физическими лицами: особенности правового статуса.
- 15. Правовой статус субъектов малого предпринимательства; государственная поддержка малого предпринимательства.
- 16. Правовое положение некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
- 18. Структурные подразделения коммерческих организаций: понятие, виды, порядок создания и прекращения, механизм осуществления предпринимательской деятельности.
- 20. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Содержание и правовое значение единого государственного реестра юридических лиц; порядок внесения сведений в егрюл.
- 21. Реорганизация коммерческих организаций: понятие, виды, формы, порядок, правовые последствия; государственная регистрация, внесение сведений в егрюл.
- 22. Контроль антимонопольных органов за экономической концентрацией, включая процессы создания и реорганизации юридических лиц.
- 23. Поглощение юридических лиц: понятие, способы; «дружественные» и «недружественные» поглощения; защита организаций от «рейдерских» захватов.
- 24. Ликвидация коммерческих организаций: основания, порядок, правовые последствия; исключение из егрюл.
- 25. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, основания, порядок возбуждения дела в суде; процедуры несостоятельности (банкротства): общая характеристика.
- 26. Процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления: порядок введения, последствия, задачи, основное содержание; мировое соглашение в деле о несостоятельности (банкротстве).
- 27. Конкурсное производство: порядок введения, последствия, задачи, основное содержание, механизм удовлетворения требований конкурсных кредиторов; судьба должника.
- 29. Вещные права субъектов предпринимательской деятельности: понятие, виды, содержание, объекты.
- 30. Бухгалтерский учет в деятельности коммерческой организации: понятие, источники правового регулирвоания, объекты, структура бухгалтерского баланса, правовое значение
- 31. Правовой режим предприятия: понятие, значение, место в системе объектов правоотношения, договоры купли-продажи и аренда предприятия, иные договоры по поводу предприятия
- 34. Деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности: понятие, значение, использование в качестве объекта гражданских прав
- 35. Коммерческая тайна: понятие, источники правового регулирования, объекты, способы охраны
- 36. Свобода договора: понятие, значение для сферы предпринимательства, понуждение к заключению договора, преддоговорные споры и порядок их урегулирования
- 37. Публичный договор, договор присоединения, примерныt условия договора, предварительный договор: понятие, основные особенности, применение в сфере предпринимательства
- 38. Изменение, расторжение и прекращение договоров в сфере предпринимательства: основания, порядок, последствия
- 39. Исполнение договорных обязательств в сфере предпринимательства: понятие, принципы, элементы надлежащего исполнения, основания прекращения обязательства
- 40. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере предпринимательства: виды, основные особенности
- Как долго можно удерживать вещь?
- Разница между залогом и удержанием
- 41. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности:понятие, основания, формы (виды)
- Ответственность за неисполнение денежных обязательств
- 45. Группа лиц и взаимозависимые (аффилированные лица): понятие, виды, значение для деятельности коммерческих организаций, контроль со стороны антимонопольных органов, их полномочия
- 46. Правовое регулирование цен: регулируемые и свободные цены, государственное регулирование и контроль, ценовые сговоры; цены как условие предпринимательского договора
- 47. Правовое регулирование качества товаров, работ и услуг: техническое регулирование, стандартизация и сертификация, качество как условие предпринимательского договора
- 48. Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности как налогоплательщика; общий и специальные налоговые режимы для субъектов
- 49. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, значение для сферы предпринимательства, источники правового регулирования, порядок и способы.
- 50. Досудебный порядок урегулирования разногласий по спорам с участием субъектов предпринимательской деятельности; примирительные процедуры, правовое посредничество
- 51. Защита прав юридических лиц и ип при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, временное запрещение деятельности, административное приостановление деятельности
- 52. Юридическое обслуживание субъектов предпринимательской деятельности: правовой статус исполнителей, правовые формы оказания правовых услуг
- 53. Договоры поставки товаров: понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения, подвиды
- 55. Договоры контрактации, продажи недвижимости, мены в предпринимательской деятельности: понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения, разновидности
- 57. Договоры аренды транспортных средств в предпринимательской деятельности: понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения, разновидности (подвиды)
- 58. Договор финансовой аренды (лизинга): понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения, разновидности (подвиды)
- 59. Правовое регулирование строительной деятельности: источники правового регулирования, правовое положение субъектов, система подрядных договоров, меры государственного регулирования и контроля
- 60. Договор строительного подряда: понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения; разновидности (подвиды).
- 61. Правовое регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг: источники, правовое положение субъектов, система договоров; меры государственного регулирования и контроля.
- 62. Правовое регулирование аудиторской и оценочной деятельности: источники, правовое положение субъектов, меры государственного регулирования и контроля.
- 2. Содержание и прекращение договора возмездного оказания услуг
- 64. Правовое регулирование деятельности по перевозкам грузов, пассажиров, багажа: источники, правовое положение субъектов, система договоров; меры государственного регулирования и контроля.
- 66. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: источники, правовое положение субъектов, правовые формы; меры государственного регулирования и контроля.
- 68. Правовое регулирование инновационной деятельности: источники, правовое положение субъектов, правовые формы; меры государственного регулирования и контроля.
- 71. Правовое положение коммерческих банков и других кредитных организаций.
- 73. Расчеты с участием субъектов предпринимательской деятельности: платежи наличными деньгами, платежи в безналичной форме; формы безналичных расчетов, их выбор при заключении договора.
- 74. Банковское кредитование субъектов предпринимательской деятельности: заключение договора, основные условия, порядок предоставления и возврата кредита.
- 75. Правовое регулирование деятельности по хранению товаров: источники, правовое положение субъектов, договоры, складские документы; меры государственного регулирования и контроля.(гк)
- 77. Страхование предпринимательских рисков: понятие, виды, особенности; сострахование, перестрахование.
- 79. Правовое регулирование деятельности по доверительному управлению имуществом: источники правового регулирования, правовое положение субъектов, договоры.
- 80. Договоры коммерческой концессии и субконцессии: осуществление предпринимательской деятельности на основе договора коммерческой концессии и субконцессии.
- 81. Осуществление предпринимательской деятельности совместно двумя и более юридическими и / или физическими лицами: основания, правовые формы, механизм, результаты.
- 2. Права и обязанности, связанные с общей собственностью и общим имуществом товарищей
- 3. Права и обязанности, связанные с распределением прибыли и покрытием убытков или расходов
- 82. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: источники, правовое положение субъектов, правовые формы; меры государственного регулирования и контроля.
- 85. Использование ценных бумаг в предпринимательской деятельности: цели, сферы использования, правовые формы.
- 89. Вексель: понятие, виды; применение векселя как средства платежа и кредитования в сфере предпринимательства.
- 90. Товарная биржа
- 91. Фондовая биржа
- 92. Валютная биржа