logo search
весь курс

Парламентаризм. Федеральное Собрание рф.

Система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями является одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица. Этот принцип разделения означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою присущую ему власть. Эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга.

Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом.

Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты.

Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, формируется законодательными органами или населением, подконтрольна и подчинена парламенту.

В компетенции законодательной власти находится система правосудия. Законодательная власть не вмешивается в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом.

Принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реальные рычаги контроля над органами исполнительной власти.

Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право голоса, равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат). Власть парламента велика, но не безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют такие институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда.

Парламентом России является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и др.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Затем они передаются на рассмотрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.