logo search
ТЕМА 11 Правонаруш в тамож сфере

2. Установление (выяснение) фактических обстоятельств.

В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного преступления, обстоятельства, влияющие на степень вины преступника, причины и условия, способствующие совершению преступления. Необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его направленность, общественная опасность и др. обстоятельства, т.е. является ли совершенное деяние преступлением, нет ли в нем признаков административного правонарушения. Установление времени, места и способа совершения деяния обязательно по каждому делу, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само преступление.

Доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие состава преступления, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколами, первоначальными объяснениями лица (имеют значение для выбора направления расследования, для организации и проведения в дальнейшем ряда процессуальных действий), привлекаемого к уголовной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов, а также иными документами. Предметы и документы, изъятые должностными лицами уполномоченных на то органов в ходе задержания или личного досмотра задержанного на месте совершения преступления, оформленные надлежащим образом, признаются вещественными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Источниками доказательств являются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключения эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий, судебного заседания и оперативно-розыскных мероприятий, иные документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном УПК. Источниками доказательств являются составленные в порядке, предусмотренном УПК, протоколы следственных действий, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, предъявлении для опознания, проверке показаний на месте, следственном эксперименте, эксгумации; протоколы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий о прослушивании и записи переговоров, осуществляемых с использованием технических средств связи, и иных переговоров, составленные в установленном законом порядке и с приложением соответствующей записи прослушивания, а также протокол судебного заседания, отражающий ход судебных действий и их результаты.

Выяснение фактических обстоятельств дела, собирание доказательств осуществляется различными способами. Основным на первоначальном этапе является опрос и получение объяснений у винновых лиц, потерпевших, свидетелей, при необходимости у экспертов, назначение и производство экспертиз, исследование вещественных доказательств и документов, получаемых в результате задержания, личного досмотра виновного лица, досмотра его вещей, изъятия предметов, а также процессуальное закрепление всех выявленных сведений.

Расследование производится по месту совершения преступления, а в случае, если его невозможно определить, по месту его обнаружения или выявления.

По возбужденному уголовному делу орган дознания, руко­водствуясь требованиями уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, которые независимо от конкретных задач, в совокупности направлены на всестороннее, объективное, полное расследование уголовного дела.

Неотложные следственные действия являются одновременно и первоначальными, так как орган дознания обязан выполнить их не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Неотложность следственных действий обусловливается необходимостью действовать по горячим следам, то есть в условиях, когда лицо, совершившее преступление, может скрыться или перейти на нелегальное положение, а доказательства могут быть уничтожены или перепрятаны. Производство дознания работниками таможни, например, по делу о контрабанде фактически является раскрытием преступления по горячим следам. Применительно к деятельности таможенных органов Республики Беларусь среди предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела особое место занимает непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Например, большинство таких преступлений как контрабанда выявляется работниками таможни в процессе осуществления таможенного контроля и проведения специальных мероприятий по пресечению незаконного перемещения через таможенную границу республики предметов контрабанды. Такой контроль осуществляется должностными лицами таможни путем проверки документов, таможенного досмотра (досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного досмотра), учета количества предметов, перемещаемых через таможенную границу, а также в других формах. Во всех указанных случаях соответствующее должностное лицо таможенного органа составляет протокол о совершении противоправного деяния в соответствии с требованиями Таможенного кодекса.

В качестве первоначальных неотложных следственных действий по рассматриваемой категории дел на первоначальном этапе расследования (при производстве дознания) могут проводиться: следственный осмотр. задержание. допрос подозреваемого, допрос свидетеля, обыск, выемка, назначение и проведение экспертизы, освидетельствование, наложение ареста на имущество подозреваемого, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию.

Привлечение в качестве обвиняемого и его допрос. Таможенные органы как органы дознания правомочны при­влекать в качестве обвиняемого лишь по делам о преступлени­ях, предусмотренных ст. 231 УК (уклонение от уплаты та­моженных платежей), так как по этим преступлениям не обя­зательно проведение предварительного следствия и расследова­ние производится в форме дознания. По остальным преступлениям, совершенным в сфере тамо­женного дела, по которым предварительное следствие является обяза­тельным, процессуальными полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого таможенные органы как органы дознания не обладают и эти функции отнесены к компетенции следователя.