10. Лиссабонский договор.
Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» - международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне. 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена.
Принципы, рассматривавшийся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС.
Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.
Вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя. 19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй.
«Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом». Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета.
Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя. Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Верховный представитель будет осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей.
В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом
Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах.
Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Несмотря на то, что на протяжении всей истории ЕС, если не считать выход Гренландской автономии в составе Дании из ЕС после референдума, попыток сецессии не было, новая Ст. 50 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).
Борьба с глобальным изменением климата получает приоритетное значение в новом Договоре. ЕС должен «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь — с изменением климата» (Ст. 174 Римского договора). Политика Союза в энергетическом плане должна проводиться «в соответствии с необходимостью сохранить и улучшить окружающую среду» (Ст. 176А Римского договора
- 4. Европейское право и международное право.
- 5. Принципы европейского права.
- 6. Источники европейского права.
- 9. Конституция ес.
- 10. Лиссабонский договор.
- 12. Россия и Европейский союз.
- 13. Европейский совет.
- 14 Совет Европейского Союза
- 15. Отличительные черты Совета Европейского союза и Совета Европы.
- Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:
- 16. Европейская комиссия
- 17 Европейский парламент
- 18. Статус депутата Европейского парламента.
- 19 - Судебная система Европейского Союза
- 20. Отличие задач Суда Европейских сообществ от задач
- 21. Верховный представитель ес.
- 22 Президент ес.
- 24. Гражданство Европейского союза.
- 26. Шенгенские соглашения.
- 27. Шенгенская виза: понятие и классификация.
- 28. Единая европейская валюта (евро).
- 29 Основные этапы формирования валютного союза.
- 30. Общая внешняя политика Европейского союза.
- 31 Североатлантический договор от 4 апреля 1949 г.: содержание и значение.
- 32. Взаимоотношения России и нато.
- 33. Организационная структура блока нато.
- 34. Основные этапы развития Совета Европы.
- 35. Устав Совета Европы.
- 36. Членство в Совете Европы: порядок, условия и процедура вступления.
- 37. Комитет министров Совета Европы.
- 38. Парламентская Ассамблея Совета Европы (пасе).
- 39. Генеральный секретарь Совета Европы.
- 40. Комиссар Совета Европы по правам человека.
- 41. Россия и Совет Европы.
- 42. Общая характеристика системы защиты прав человека в европейском праве.
- 47. Европейское право и клонирование человека.
- 48. Европейское право и эвтаназия.
- 49. Права этнических меньшинств в европейском праве.
- 50. Права сексуальных меньшинств в европейском праве.
- 51. Общеевропейские стандарты прав человека и Россия.
- 53. Структура Европейского суда по правам человека.
- 54. Правовой статус судьи Европейского суда.
- 55. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека: субъекты права на обращение, предмет обращения, условия приемлемости.
- 56. Производство в Европейском суде по правам человека. Языки производства.Учебник
- 57. Решение Европейского суда и их правовые последствия.
- 58. Правовое положение Европола.В тетради