logo search
теория гос упр

5. Государство как субъект управления общественными процессами

Государство - концепции происхождения государства -признаки государства - традиционное государство - концепция конституционного демократического государства - конституционное государство - правовое государство - социальное государство - маркетинговая модель государства - светское государство - религиозное государство - форма правления - монархия: абсолютная, дуалистическая, парламентская - республика: президентская, парламентская, смешанная - форма государственного устройства - унитарное государство - федерация - конфедерация - политический режим - государственный режим - демократия - тоталитаризм - авторитаризм

Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на международной арене.

Государство является основным институтом политической системы общества, оно - главный стержень и олицетворение политической власти. Поэтому история человечества пронизана поиском наилучшей формы организации государственной власти и управления. Питер Друккер, он же “мистер Управление” утверждает, что в современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства. На пороге XXIв. перед Россией, строящей новую политическую систему, стоит задача выработки новой парадигмы государственного управления, отвечающей современным реалиям.

Понятие “государство” многогранно и может употребляться в нескольких значениях: как географическое понятие — “страна”; в значении “общество” (например, японское общество); иногда государство отождествляется с понятием “цивилизация” (российская цивилизация, китайская цивилизация).

В философской и политической литературе долгое время отсутствовало содержательное и терминологическое разделение понятий “государство” и “общество”. Н. Макиавелли первым обратил внимание на несовпадение этих понятий, но в его трудах отсутствует определение термина “государство”. Немецкий государствовед Г. Еллинек считал, что впервые отчетливо разграничил эти понятия Ж.-Ж. Руссо в своем “Общественном договоре”. Позже Г. Гегельввел понятие гражданского общества как сферы реализации частных интересов граждан, свободной от вмешательства государства, и определил государство как политическую общность, область реализации гражданских политических прав граждан. Однако до сих пор существует терминологическая неопределенность в отношении содержательной характеристики понятия “государство”. Раскрытие его зависит от исследовательского подхода, поэтому нельзя дать одно исчерпывающее определение данного многогранного понятия.

В целом при определении сущности государства на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический, кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, широко использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяются признаки государства, основные - территория, население, публичная власть, и вторичные - налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как юридическую пер-сонализацию нации (под нацией понимается население страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

Социологический подход, достаточно распространен в наше время, используется очень давно (Руссо, Гоббс и др.). Государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства, технократического государства и т.п.

Кибернетическая школа государствоведения, возникшая в 60-е гг. XXв., рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную потоками информации, рецепторами (приемниками) этой информации с внешней средой (обществом, международной системой). Поступающие на “вход” системы импульсы внешней среды (требования и поддержка) циркулируют в государственной системе, и в результате их переработки на “выходе” системы государственными органами принимаются решения. Эти решения в виде законов, указов, постановлений правительства вновь порождают информацию, которая вводится в систему (государство), и процесс продолжается.

Существуют и другие подходы к определению сущности государства. В соответствии с ними государство — это аппарат насилия экономически господствующего класса (классовый подход); это институциональное воплощение власти (институциональный подход); это определенным образом организованное насилие (силовая концепция)', это организованное господство политической элиты (элитарный подход); это совокупность правовых норм, регулирующих поведение людей (нормативный подход); это определенный нормативный порядок, обеспечивающий интеграцию и жизнедеятельность людей (Санистебан, испанская школа); это правовая форма организации и функционирования политической власти(политико-правовой подход). Согласно маркетинговому подходу, государство - специфическая макроорганизация, сервисный центр, “предприятие сферы услуг”.

Остановимся на традиционном и наиболее распространенном определении: государство - универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Государство — это сложная, многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Поэтому большим разнообразием отличаются не только трактовки понятия “государства”, но и подходы к проблеме его происхождения. Вопрос о природе и сущности государства волновал умы мыслителей многих поколений начиная со времен античности, в результате сформировались различные оригинальные теории происхождения государства.

Обычно выделяют следующие концепции происхождения государства:

теологическая (божественное происхождение государства);

патерналистская (государство как результат объединения семей);

общественного договора (государство - результат договора между правящей элитой и обществом);

классовая (марксистская - государство есть результат разделения общества на классы, правление экономически господствующего класса).

Общественные функции государства.

 Сущность государства раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, в том, что и как оно делает по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Эта "погруженность" государства в общество характеризуется через понятие "функции государства". Слово "функция" идет от латинского fùnctio, Означающего исполнение, обязанность, круг деятельности. Известно выражение И.В. Гете: "Функция — это существование, мыслимое нами в действии". Функция есть, конечно, отношение, посредством которого одна сторона, в данном случае государство, "выливает", переносит свою сущность (силу, потенциал) на другую — общество. Речь идет именно об общественных функциях государства, поскольку государство вне взаимодействия с обществом теряет всякий смысл, а его общественная сущность (природа) познается также через эти функции. Анализ общественных функций государства позволяет увидеть реальное бытие государства.    Можно выделить несколько общественных функций государства, которые присущи ему в современный период.    Прежде всего, это функция обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Ее можно называть политической функцией, ибо конечная цель политики в объективном смысле сводится к созданию условий для спокойного и гармоничного развития общества. Государство и возникло как попытка преодолеть раскол, разброд, борьбу в обществе, свести противоречия к разрешению в рамках закона.    Но до сих пор многие политические силы рассматривают государство в качестве разменной монеты при достижении своих эгоистических интересов. Поэтому как только они овладевают властью, то тут же направляют ее силу на отлучение об общественной роли и подавление своих оппонентов, и обычно не считаются с мнением оппозиции и меньшинства. Последние же, будучи ущемленными, устраивают конфронтации, мобилизовывают свои возможности и через некоторое время меняют ситуацию в свою пользу. Такие вот своеобразные "качели" постоянно вносят в общество напряжение и отвлекают его от созидания.    Между тем давно известно, и об этом немало писалось, в том числе и в начале нашего века, что "само современное государство основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве". Государство является достоянием всего общества, и оно не может и не должно следовать только интересам одних людей, игнорируя интересы других. Забвение этого и превращение государства в орудие насилия (и торжества) одной части общества над другой неизбежно ослабляет государство, разрывает его связи с обществом и рано или поздно разрушает. Опыт показывает, что лучшим состоянием общества бывает такое, когда в нем царят мир, спокойствие, сотрудничество, конструктивное творчество. И если государство подобное состояние общества не поддерживает, а позволяет тем или иным политическим силам его будоражить, взрывать, ввергать в конфликты, не говоря уже об этнических или гражданских войнах, то, следовательно, оно не выполняет своей первейшей общественной функции, не оправдывает своего существования. В такой ситуации трудно вообще говорить о каком-либо государственном управлении.    Актуальной, можно назвать ее социальной, функцией государства выступает, далее, обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно для этого люди создают государство и поддерживают его духовно и материально. Русский социолог изгнанник И.А. Ильин в 30-е годы XX века — время террора на его родине — полагал: "Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе".    Разумеется, что свобода человека осуществляется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Ее регулируют семья, собственность, мораль, право, другие общественные институты (традиции, обычаи, религия), создающие в совокупности среду человеческой жизнедеятельности. Но несомненно, что люди разные и одну и ту же среду используют для достижения разных целей, в том числе и злонамеренных. Не видеть этого может лишь наивный идеалист. В таких условиях только властная сила общества (государство) способна служить гарантом того, что свобода будет сохранена, защищена, станет устойчивой и надежной. К концу века большинство индустриальных демократий подтвердили национальным законодательством признание провозглашенного международными декларациями комплекса прав и свобод человека.    Вместе с тем повседневная практика этих же самых стран свидетельствует, что между юридическим закреплением прав и свобод человека и реальным их осуществлением лежит дистанция огромного размера. До сих пор жизнь человека подвергается постоянным опасностям и часто обрывается преступной рукой. Организованная преступность превратилась в глобальное явление. Другие права и свободы человека нарушаются вообще легко и безнаказанно.