54. Политическая ответственность в сфере государственного муниципального управления
Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных образований. Формой политической ответственности может стать роспуск парламента, законодательных собраний субъектов Федерации. Конституции некоторых стран (Польши, Украины и др.) предусматривают роспуск парламента (однопалатного парламента или нижней палаты), если он в течение установленного срока не принял государственный бюджет, не смог сформировать правительство, не начал свою работу после избрания. В России закон устанавливает политическую ответственность законодательных органов субъектов Федерации, глав администраций субъектов РФ, представительных органов и глав муниципальных образований. В случаях нарушения Конституции и законов РФ представительные органы могут быть распущены, а главы администраций, мэры - отрешены от должности.
Члены парламента, законодательных собраний субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления (советов и др.) в некоторых странах могут быть досрочно отозваны избирателями (в том числе за плохую работу), лишены мандата соответствующим представительным органом (обычно большинством в две трети голосов). Лишь после этого парламентарии подлежат уголовной ответственности, если совершили преступления (в ряде стран они, однако, не имеют депутатского иммунитета, а иммунитет на членов законодательных собраний субъектов федерации, как правило, не распространяется и совсем не распространяется на депутатов муниципальных представительных органов).
Политическая ответственность президента (монарх ответственности не подлежит) возможна в форме импичмента (Россия, США и др.), досрочного отзыва избирателями (Австрия), смещения с должности решением конституционного суда (Италия). Только после этого к бывшему президенту можно применять другие меры наказания (гражданско-правовую ответственность в ряде случаев может нести и действующий президент).
Наиболее суровым видом политической ответственности правительства и министров (в том числе министров в некоторых субъектах РФ) является увольнение в результате вотума недоверия (резолюции порицания) в отставку. Правительство может быть уволено в отставку и по усмотрению президента (Россия, Украина и др.). Возможна также гражданская ответственность правительства и министров , а в отношении министров также уголовная (наказание) и дисциплинарная ответственность(выговор и др.).
Особые процедуры установления ответственности могут применяться в отношении других органов и должностных лиц (например, судей), но политической ответственности они не подлежат, (исключение составляет отзыв судей избирателями в единичных странах).
- 1. Понятие государственного управления
- 2. Сущность государственного управления
- 3. Методы государственного управления
- 4. Субъекты и объекты государственного управления
- 5. Исторические аспекты понятия государства
- 6. Понятие и признаки государства
- 7. Политическая власть как общесоциологическая категория
- 8. Типы государства
- 9. Понятие формы государства
- 10. Формы правления
- 11. Формы государственного устройства
- 12. Политический режим
- 13. Понятие, правовой статус органа государственной власти
- 14. Классификация органов государственной власти
- 15. Институт Президента рф: статус, полномочия, ответственность
- 16. Администрация Президента рф
- 17. Федеральное Собрание рф: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 18. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания рф
- 19. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 20. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
- 21. Правительство рф в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 22. Понятие судебной власти в рф
- 23. Принципы осуществления правосудия в рф
- 24. Судебные органы рф: порядок формирования, состав и компетенция
- 25. Статус судей
- 26. Предмет ведения рф
- 27. Совместное ведение рф и субъектов рф относятся
- 28. Органы исполнительной власти субъектов рф
- 29. Органы законодательной власти субъектов рф
- 30. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
- 31. Государственное регулирование в области образования и науки в рф
- 32. Государственное регулирование в отраслях культуры
- 33. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
- 34. Понятие безопасности и ее виды
- 35. Система безопасности рф, силы и средства ее обеспечения
- 36. Понятие местного самоуправления
- 37. Принципы местного самоуправления
- 38. Правовые основы местного самоуправления
- 39. Понятие организационных основ местного самоуправления
- 40. Система и структура органов местного самоуправления
- 41. Особенности организации местного самоуправления в городах - субъектах рф Москве и Санкт-Петербурге
- 42. Особенности организации местного самоуправления в зато
- 43. Особенности организации местного самоуправления в наукограде
- 44. Устав муниципального образования
- 45. Представительные органы местного самоуправления: понятие и порядок формирования
- 46. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления
- 47. Структура местного представительного органа
- 48. Депутатские комиссии
- 49. Общие положения о статусе депутата - члена выборного органа местного самоуправления
- 50. Гарантии депутатской деятельности
- 51. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
- 52. Глава муниципального образования: статус и полномочия
- 53. Правонарушения и ответственность
- 54. Политическая ответственность в сфере государственного муниципального управления
- 55. Уголовная ответственность в сфере государственного и муниципального управления
- 56. Гражданско-правовая ответственность в сфере государственного и муниципального управления