56. Гражданско-правовая ответственность в сфере государственного и муниципального управления
Законодательство различных стран предусматривает гражданско-правовую ответственность государственного и муниципального органа и должностного лица. Они несут ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица. Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред должен быть возмещен в полном объеме. В соответствии с законом может быть также установлена обязанность выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Закон может предусмотреть возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В возмещении вреда можно отказать, если будет установлено, что вред причинен с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Эти общие положения конкретизируются в статьях, относящихся к государственным и муниципальным органам и их должностным лицам. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, государственных, муниципальных организаций или должностных лиц, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту государственного, муниципального органа, подлежит возмещению. Вред не возмещается, если он причинен в состоянии необходимой обороны, при условии, что ее пределы не были превышены. Если же вред причинен государственным органом, государственным учреждением, государственным предприятием или должностным лицом в состоянии крайней необходимости, он должен быть возмещен, хотя его размеры могут быть уменьшены. Эти положения об ответственности распространяются на органы муниципального самоуправления, муниципальные организации и муниципальных должностных лиц.
Особо регулируется ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ). В данном случае имеются в виду незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное заключение под стражу.
Вред, причиненный при осуществлении правосудия , возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Что касается вреда, причиненного органами государства , субъекта Федерации, муниципального образования и их должностными лицами, то он возмещается, если действия (бездействие) были незаконными, за счет казны РФ, ее субъекта, муниципального образования в зависимости от статуса должностного лица. При этом Федерация, ее субъект, муниципальное образование, возместившие вред из своей казны, вправе предъявить регрессный иск к органу или должностному лицу, причинившему вред.
- 1. Понятие государственного управления
- 2. Сущность государственного управления
- 3. Методы государственного управления
- 4. Субъекты и объекты государственного управления
- 5. Исторические аспекты понятия государства
- 6. Понятие и признаки государства
- 7. Политическая власть как общесоциологическая категория
- 8. Типы государства
- 9. Понятие формы государства
- 10. Формы правления
- 11. Формы государственного устройства
- 12. Политический режим
- 13. Понятие, правовой статус органа государственной власти
- 14. Классификация органов государственной власти
- 15. Институт Президента рф: статус, полномочия, ответственность
- 16. Администрация Президента рф
- 17. Федеральное Собрание рф: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 18. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания рф
- 19. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 20. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
- 21. Правительство рф в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 22. Понятие судебной власти в рф
- 23. Принципы осуществления правосудия в рф
- 24. Судебные органы рф: порядок формирования, состав и компетенция
- 25. Статус судей
- 26. Предмет ведения рф
- 27. Совместное ведение рф и субъектов рф относятся
- 28. Органы исполнительной власти субъектов рф
- 29. Органы законодательной власти субъектов рф
- 30. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
- 31. Государственное регулирование в области образования и науки в рф
- 32. Государственное регулирование в отраслях культуры
- 33. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
- 34. Понятие безопасности и ее виды
- 35. Система безопасности рф, силы и средства ее обеспечения
- 36. Понятие местного самоуправления
- 37. Принципы местного самоуправления
- 38. Правовые основы местного самоуправления
- 39. Понятие организационных основ местного самоуправления
- 40. Система и структура органов местного самоуправления
- 41. Особенности организации местного самоуправления в городах - субъектах рф Москве и Санкт-Петербурге
- 42. Особенности организации местного самоуправления в зато
- 43. Особенности организации местного самоуправления в наукограде
- 44. Устав муниципального образования
- 45. Представительные органы местного самоуправления: понятие и порядок формирования
- 46. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления
- 47. Структура местного представительного органа
- 48. Депутатские комиссии
- 49. Общие положения о статусе депутата - члена выборного органа местного самоуправления
- 50. Гарантии депутатской деятельности
- 51. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
- 52. Глава муниципального образования: статус и полномочия
- 53. Правонарушения и ответственность
- 54. Политическая ответственность в сфере государственного муниципального управления
- 55. Уголовная ответственность в сфере государственного и муниципального управления
- 56. Гражданско-правовая ответственность в сфере государственного и муниципального управления