8. Сущность и значение уголовно-процессуального закона. Его действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
Уголовно-процессуальный закон является источником уголовно-процессуального права, единственной внешней формой его выражения. Он устанавливает порядок уголовного судопроизводства, единый и обязательный по всем уголовным делам, для всех судов и органов прокуратуры и предварительного расследования (ст. 1 УПК). Внутренним содержанием уголовно-процессуального закона являются нормы уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный закон регулирует общественные отношения в области уголовного судопроизводства, т.е. отношения государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, между собой и с другими участниками процесса, их взаимное поведение, состоящее в определенных действиях или в воздержании от запрещенных законом действий. Тем самым уголовно-процессуальный закон создает правовые основы уголовно-процессуальной деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов личности. Основные элементы механизма правового регулирования, созданного уголовно-процессуальным законом, состоят в том, что он: 1) ставит перед органами предварительного расследования, прокурором и судом определенные задачи; 2) формулирует принципы их деятельности; 3) предоставляет им необходимые полномочия; 4) указывает основания, при наличии которых эти полномочия могут быть реализованы; 5) устанавливает порядок производства процессуальных действий; 6) определяет права и обязанности участников процесса. Подвергая процессуальную деятельность тщательной правовой регламентации, уголовно-процессуальный закон вместе с тем оставляет место для выбора наиболее целесообразных правовых средств решения возникающих задач, для применения различных тактических приемов проведения тех или иных действий. Действие уголовно-процессуального закона во времени. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время проведения соответствующих следственного, судебного, иного процессуального действий или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4). Действие уголовно-процессуального закона в пространстве. Производство по уголовному делу на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК, если международным договором Российской Федерации не установлено ига Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК. Процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РФ в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел РФ (ст. 3 УПК)
9. Уголовно-процессуальное право, его источники. Значение постановлений Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальное право — отрасль российского права, представляет собой систему правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие и функционирующие в стадии возбуждения уголовного дела, в ходе производства по уголовному делу, в процессе исполнения приговора.
Источники уголовно-процессуального права — это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения.
Нормы уголовно-процессуального права регулируют общественные отношения, которые могут возникнуть в ходе уголовного судопроизводства. Кроме регулятивной функции нормы уголовно-процессуального права выполняют охранительную функцию, обеспечивая права участников уголовного судопроизводства, возможность и пределы их ограничения.
В отличие от многих других областей общественных отношений сфера уголовного судопроизводства регулируется только законом. Нормы уголовно-процессуального закона регламентируют деятельность суда по осуществлению судебной власти в сфере уголовного судопроизводства, определяют права и обязанности прокурора, следователей, дознавателей, органов дознания, обвиняемых, потерпевших, защитников и других участников уголовного судопроизводства.
Конституция РФ как источник уголовно-процессуального права
Законом предписано, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК, основанном на Конституции РФ (ст.1 УПК). Однако Конституция РФ (сама по себе) не может быть исключена из числа источников уголовно-процессуального права, поскольку в Конституции РФ установлены: ее высшая юридическая сила, прямое действие при регулировании любых общественных отношений на всей территории России; недопустимость противоречия Конституции РФ норм иных нормативных актов; иерархия нормативных актов; всеобщая обязанность соблюдать Конституцию РФ; правило о включении в правовую систему РФ общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров; обязательное опубликование законов и других нормативных актов о правах человека.
Все эти и многие другие положения Конституции РФ имеют особое значение для формирования законодательства об уголовном процессе и правосудии.
Конституцией РФ определены система принципов уголовного судопроизводства (гл. 2 и 7), компетенция Российской Федерации в области формирования уголовно-процессуального законодательства.
Конституция РФ четко устанавливает следующее:
судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
правосудие осуществляется только судом;
судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст.118, 120).
Согласно Конституции РФ только суд является носителем судебной власти, поэтому его статус в уголовном процессе оказывает влияние на все построение судопроизводства. Не случайно некоторые установки, данные Конституцией РФ как бы только суду, по существу имеют не меньшее отношение и к другим органам власти, осуществляющим производство по уголовному делу. Например, в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ определено, что при отправлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Но поскольку собиранием доказательств занимаются не только суд, но и другие государственные органы (на досудебных этапах), ясно, что сфера действия указанной нормы выходит далеко за рамки деятельности суда. Поэтому не противоречащими конституционной норме (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ), а развивающими ее следует признать положения ст. 75 УПК, установившей, что доказательства, полученные с нарушением требований УПК, являются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения и доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК.
Учитывая многообразие общественных отношений, возникающих в ходе производства по уголовному делу, нельзя исключить возможность обращения к Конституции РФ для истолкования возможности применения тех или других процессуальных норм в каждом конкретном случае. Наглядный пример тому дал Конституционный Суд РФ, который Постановлением от 14.03.2002 № 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова» признал не соответствующим Конституции РФ ряд положений ст.10 Федерального закона от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которыми до 1 января 2004 г., т.е. после введения в действие УПК, допускалось без судебного решения заключение под стражу и содержание лица под стражей свыше 48 часов.
Часть 4 ст.15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы РФ, и УПК, в продолжение данной нормы, устанавливает, что указанные выше источники являются составной частью законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство. Согласно ч.3 ст.1 УПК, в ходе уголовного судопроизводства применяются правила международного договора, если договором установлены иные правила, чем предусмотрены УПК. Придание общепризнанным нормам и принципам международного права юридической силы в уголовно-процессуальном законодательстве России осуществляется путем ратификации международных договоров РФ либо включения принципов и норм международно-правовых актов в национальное законодательство. К общепризнанным международно-правовым документам относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. и другие правовые документы. Наибольшее значение для уголовного судопроизводства имеет такое полномочие Конституционного Суда, как проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов. Посредством этого полномочия Конституционный суд может не просто толковать уже существующие законы, а исправлять их, приводить в соответствие с Конституцией, создавая таким образом новые, правомерные нормы, которые встают на место признанных неконституционными. При этом Конституционный Суд не пересматривает само дело, а лишь принимает решение по вопросу о конституционности подлежащего применению в нем закона. Его постановления с полным основанием могут считаться самостоятельным источником права, поскольку, по существу, создают судебные прецеденты, то есть обоснованные в судебных решениях новые правовые нормы, обязательные в дальнейшем для применения всеми судебными и иными органами. Прецедентные нормы создаются Конституционным Судом, исходя из положений Конституции Российской Федерации, а также, как свидетельствует практика конституционного правосудия, из принципов и норм общего международного права.
Значение данных полномочий Конституционного Суда можно рассматривать в нескольких аспектах. В политико-правовом плане оно состоит в том, что правовая система государства приобретает благодаря им устойчивость, гарантированность от нарушений конституционного порядка. В социально-правовом отношении последствия применения данного юридического механизма особенно примечательны – любой гражданин, даже тот, кто обвинен в совершении преступления, получает реальную возможность, опираясь на рычаг права и принципы справедливости, непосредственно влиять не только на исход своего конкретного дела, но и на сам закон, добиваясь его оперативного изменения. С технико-юридической точки зрения признание нормативного акта неконституционным обычно влечет его отмену компетентным органом и принятие другого акта, соответствующего решению Конституционного Суда.
Особое место в уголовном судопроизводстве занимают толкования правовых норм, содержащиеся в решениях Верховного Суда РФ. Если судебное толкование содержится в решении (приговоре, определении, постановлении) по результатам рассмотрения конкретного дела, то оно всегда является не нормативным, а казуальным, юридически обязательным только в отношении лиц, участвовавших в деле и в пределах решения суда. Другими словами, такое толкование дается лишь в интересах рассматриваемого дела. Приговоры, определения и постановления Верховного Суда формально не обязательны для нижестоящих судов, однако, будучи опубликованными, имея высокий профессиональный уровень и моральный авторитет, они служат ориентиром для судебной практики, порой приближаясь по своему фактическому значению к судебным прецедентам.
Сложнее вопрос с юридическим статусом разъяснений, которые Верховный Суд РФ вправе давать по вопросам судебной практики ( ст. 126 Конституции РФ; п. 5 ст. 19 Закона «О судебной системе РФ»). Такие разъяснения являются официальным судебным толкованием, однако особого рода, так как, во-первых, они даются не в интересах какого-либо конкретного дела, а в интересах закона, а во-вторых, в силу принципа независимости судей при осуществлении правосудия формально имеют для судов лишь моральное ориентирующее значение. Вот почему было бы неправомерно требовать от судов, чтобы они ссылались в своих решениях не только на закон, но также и на постановления Пленума Верховного Суда. Вместе с тем, практическая роль разъяснений правовых норм, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда России, распространяется далеко за рамки формально-юридических дефиниций. Также как и решения Верховного Суда по конкретным делам такие разъяснения воспринимаются нижестоящими судами как руководство к действию, ибо именно Верховный Суд РФ является высшей инстанцией страны для судов общей юрисдикции и, осуществляя свои полномочия по пересмотру уголовных дел в кассационном и надзорном порядке, он, безусловно, способен заставить уважать свою точку зрения по вопросам правового толкования.
В соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор Российской Федерации издает обязательные для работников органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации. Естественно, что в ряде этих документов содержаться обязательные для прокурорских работников разъяснения и по поводу содержания и применения норм права, не в последнюю очередь – уголовно-процессуального. Таким образом, толкование правовых норм, содержащееся в этих актах, может рассматриваться как разновидность легального, так как оно в силу закона обязательно для прокурорских работников. Однако фактически значение его значительно шире. Поскольку именно прокуроры осуществляют надзор за расследованием уголовных дел и вправе давать обязательные указания следователям и органам дознания (ч. 2 ст. 37 УПК), толкование правовых норм Генеральной прокуратурой, на практике воспринимаются органами предварительного расследования, независимо от их ведомственной принадлежности, как обязательное.
- 1. Понятие, сущность и назначение уголовного процесса.
- 2. Система стадий уголовного процесса и система уголовного процесса.
- 3. Соотношение уголовно-процессуального права с другими отраслями права и науками.
- 4. Понятие и виды процессуальных функций.
- 5. Уголовно-процессуальные отношения, их особенности.
- 6. Процессуальная форма и ее значение. Основные направления развития и совершенствования уголовно-процессуальной формы.
- 7. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение.
- 8. Сущность и значение уголовно-процессуального закона. Его действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
- 10. Понятие разумного срока уголовного судопроизводства.
- 11. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.
- 12. Законность при производстве по уголовному делу.
- 13. Презумпция невиновности, ее сущность и значение для уголовно-процессуальной деятельности.
- 14. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
- 15. Состязательность и равноправие сторон как принцип уголовного судопроизводства.
- 16. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей и присяжных заседателей.
- 17. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения чести и достоинства, свободы и неприкосновенности личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
- 18. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения неприкосновенности жилища и тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
- 19. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, следователя, дознавателя.
- 20. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
- 21. Суд как орган судебной власти. Его полномочия в уголовном судопроизводстве. Состав суда по уголовным делам.
- Глава 8 упк
- 32. Сущность, значение и формы реабилитации в уголовном судопроизводстве. Особенности возмещения морального и имущественного вреда.
- 33. Понятие, предмет и значение гражданского иска в уголовном процессе. Порядок предъявления гражданского иска в уголовном процессе.
- 34. Процессуальные сроки. Порядок исчисления, продления и восстановления пропущенного срока.
- 35. Ходатайства в уголовном процессе (порядок их заявления, рассмотрения и разрешения).
- 36. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
- 37. Доказывание как процесс познания. Цель доказывания в уголовном судопроизводстве. Проблемы истины в уголовном судопроизводстве.
- 38. Понятие, содержание и структура процесса доказывания по уголовному делу.
- 39. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам. Преюдиция.
- 41. Показания свидетеля как источник доказательств. Проверка и оценка показаний свидетеля.
- 42. Показания потерпевшего. Предмет и значение показаний потерпевшего, их проверка и оценка.
- 43. Показания подозреваемого. Предмет и значение показаний подозреваемого, их проверка и оценка.
- 44. Показания обвиняемого, их виды. Проверка и оценка показаний обвиняемого.
- 45. Заключение и показания эксперта и специалиста как источник доказательств. Проверка и оценка заключения эксперта.
- 46. Вещественные доказательства: понятие и виды. Проверка и оценка вещественных доказательств. Хранение вещественных доказательств.
- 47. Протоколы следственных и судебных действий как источник доказательств. Их проверка и оценка. Иные документы, допускаемые в качестве доказательств. Их отличие от вещественных доказательств.
- 48. Сущность, значение и классификация мер уголовно-процессуального принуждения.
- 54. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
- 55. Порядок возбуждения уголовного дела. Предварительная проверка сообщений о преступлении. Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения.
- 56. Отказ в возбуждении уголовного дела. Основания и порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
- 57. Понятие, сущность и значение предварительного расследования. Его формы.
- 58. Общие условия предварительного расследования: понятие и система.
- 59. Дознание по уголовным делам. Особенности его производства и окончания. Сроки дознания и порядок их продления.
- 60. Сроки предварительного следствия. Основания и порядок их продления.
- 61. Понятие и виды подследственности. Место производства предварительного расследования. Процессуальные правила соединения и выделения уголовных дел.
- 62. Начало и окончание предварительного расследования. Производство неотложных следственных действий.
- 63. Производство предварительного следствия следственной группой и дознания группой дознавателей.
- 65. Следственные действия: понятие и виды, общие правила производства и оформления. Участники следственных действий.
- 66. Допрос, его виды. Порядок вызова и общие правила проведения допроса на предварительном следствии. Особенности допроса отдельных лиц.
- 76. Следственный эксперимент (понятие, задачи, виды, основания и условия производства).
- 77. Судебная экспертиза: понятие и классификация. Назначение и производство судебной экспертизы на предварительном следствии.
- 78. Заключение эксперта, его структура. Основания и процессуальный порядок проведения допроса эксперта.
- 79. Получение образцов для сравнительного исследования (понятие, условия и основания, процессуальный порядок получения).
- 81. Основания и порядок привлечения лица в качестве обвиняемого. Процессуальный порядок предъявление обвинения. Допрос обвиняемого.
- 82. Приостановление и возобновление предварительного расследования: основания, условия и порядок. Действия следователя (дознавателя) после приостановления предварительного расследования.
- 83. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования на предварительном следствии: основания и порядок. Особенности прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.
- 89. Основания и процессуальный порядок проведения предварительного слушания. Виды решений, принимаемых по результатам предварительного слушания.
- 97. Полномочия секретаря судебного заседания. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол и порядок их рассмотрения.
- 103. Прения сторон и последнее слово подсудимого.
- 104. Приговор суда, его понятие, значение и виды. Требования, предъявляемые к приговору.
- 111. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей (понятие, значение, формирование коллегии присяжных заседателей, права присяжных).
- 112. Особенности судебного разбирательства в суде с участием присяжных заседателей. Формирование вопросного листа. Напутственное слово председательствующего.
- 113. Вынесение и провозглашение вердикта. Постановление приговора в суде с участием присяжных заседателей.
- 115. Структура, процессуальный порядок и сроки судебного разбирательства уголовного дела в апелляционной инстанции. Виды решений, принимаемых судом апелляционной инстанции.
- 116. Понятие, значение и задачи стадии исполнения приговора. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению.
- 117. Вопросы, связанные с исполнением приговора. Процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение.
- 118. Назначение и подготовка заседания суда кассационной инстанции. Процессуальный порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции.
- 119. Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке.
- 120. Виды решений, принимаемых судом по рассмотрении кассационных жалобы или представления.
- 121. Общая характеристика производства в суде надзорной инстанции. Поводы и основания для возбуждения данного производства. Пределы прав суда надзорной инстанции.
- 122. Субъекты и процессуальный порядок надзорного обжалования приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.
- 123. Порядок и сроки рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции.
- 124. Понятие, значение и сроки возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
- 125. Порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
- 126. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
- 127. Основания и условия для производства о применении принудительных мер медицинского характера. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по данной категории дел.
- 128. Предварительное следствие и судебное разбирательство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера.