8.Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации в значительной степени самостоятелен в решении вопросов организации конституционных (уставных) судов. Выбор того или иного варианта находится на его усмотрении, но в границах представлений о демократическом правовом государстве, с учетом отношений (если следовать принципу единства государственной власти), которые сложились на федеральном уровне в связи с Конституционным Судом РФ.
Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главным образом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:
1. Численный состав названных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.
2. Судьи назначаются на должность по-разному. Один из вариантов - высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченных органов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путем тайного голосования принимает соответствующее решение.
Выработаны и иные подходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляют Государственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равной численности, по три человека. Подобным образом происходит назначение в Курганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по две кандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты облдумы. В Калининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправе представлять кандидатуры (без гарантированного представительства) для назначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по одной кандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Иркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда (допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернатором конкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение о назначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальном формировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем - не более одного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семи человек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судей Санкт-Петербурга - не более шести кандидатов при первичном формировании Суда и не более одного - в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест) считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.
3. Организационные и представительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные лица - председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики; б) по предложению судей Суда.
При определении сроков полномочий руководителей судов сложилось три подхода:
1) устанавливаются специально фиксированные сроки полномочий председателя и других должностных лиц, как правило, три - четыре года.
При этом не исключается повторное их избрание на данные должности;
2) сроки полномочий названных должностных лиц уравниваются со сроками полномочий судей;
3) сроки полномочий не закрепляются, но по умолчанию они, надо полагать, уравниваются со сроками полномочий судей.
В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, которое направляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи или совершения им проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению Конституционного суда.
В конституциях и главным образом в законах республик устанавливаются определенные требования к кандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных качеств. Судьей может быть избран или назначен, как правило, гражданин соответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти во всех республиках от кандидата в судьи требуется высокий уровень профессиональных знаний, а также моральные качества, необходимые для исполнения судейских обязанностей. Непременным условием является наличие высшего юридического образования. 10-летний стаж работы по юридической специальности.
В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либо оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политическим партиям и движениям. Законодательством республик Северного Кавказа уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований. Последними, помимо смерти, отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным, временного отсутствия или объявления умершим, являются:
1) нарушение порядка избрания судей Конституционного суда;
2) утрата гражданства республики;
3) вступивший в силу обвинительный приговор суда;
4) совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи;
5) занятие или совершение действий, несовместимых с его должностью;
6) отсутствие судьи на заседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подряд без уважительных причин;
7) неспособность исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени.
Система и компетенция судов общей юрисдикции.
К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи.
Задачи судов общей юрисдикции:
- обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;
- защита основ конституционного строя Российской Федерации, ее целостности и безопасности.
Всей своей деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения к праву и суду, к правам, чести и достоинству граждан, честного отношения к государственному и общественному долгу, воспитывает граждан в духе точного и неуклонного соблюдения закона, ответственности за свою Родину.
На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // СЗ РФ.- 1997.- N 1.- Ст. 1., в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции:
- осуществление правосудия;
- контроль законности и обоснованности решений и действий государственных органов и должностных лиц;
- изучение и обобщение судебной практики;
- ведение и анализ судебной статистики;
- разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения);
- обращение в Конституционный Суд Российской Федерации запросом о проверке закона или иного соответствующего нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле;
- разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов (по вопросам их ведения);
- иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:
- в порядке уголовного судопроизводства - все уголовные дела;
- в порядке гражданского судопроизводства - все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (Конституционному Суду Российской Федерации, арбитражным судам);
- в порядке административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях.
Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.
Суды Российской Федерации | |||||
| Конституционные суды | Суды общей юрисдикции | Военные суды | Арбитражные суды | |
Суды высшей инстанции | Конституционный Суд Российской Федерации | Верховный Суд Российской Федерации (Военная коллегия Верховного суда) | Высший Арбитражный Суд Российской Федерации | ||
Суды II инстанции | Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации (не является подчиненным КС РФ) | Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального значения) | Военные (флотские) окружные суды | Федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция) (10 судов). Арбитражные апелляционные суды (апелляционная инстанция) (20 судов) | |
Суды I инстанции | — | Городские и районные суды, мировые судьи (последние — суды субъектов РФ, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды) | Гарнизонные военные суды | Арбитражные суды субъектов Российской Федерации | |
Рассматривают дела | Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, — КС РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) – Конституционные (уставные) суды субъектов РФ | Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции | Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба | Судебные споры в сфере экономической деятельности |
Арбитражный (рассматривает судебные споры в сфере экономической деятельности): Волго-вятский, Восточносибирский, Дальневосточный, Западносибирский, Московский, Поволжский, Северо-западный, Северокавказский, уральский, центральный округа. – основными полномочиями этих судов является проверка кассационной инстанции законности, вступивших в законную силу вышестоящий арбитражных судов.
Арбитражные апелляционные суды – проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в законную силу.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации – рассмотрение по первой инстанции дел, подведомственных арбитражным судам.
- 1.Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- 2.Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- 3.Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- 4.Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- 5.Аппарат суда: состав, полномочия.
- 6.Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- 7.Принципы осуществления правосудия в Российской Федера¬ции.
- 8.Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- 10.Военные суды: место в судебной системе Российской Феде¬рации и полномочия.
- 11.Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- 12. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- 13. Суды субъектов рф
- 14.Состав и полномочия городского (районного) суда.
- 15.Место мирового судьи в судебной системе России.
- 16.Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- 17. Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.
- 18. Подведомственность: понятие и содержание
- 19. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах
- 20. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- 21.Общие положения статуса судьи в Российской Федерации.
- 22. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
- 23.Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей.
- 24. Общая характеристика прокурорского надзора.
- 25.Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- 26. Основные направления деятельности прокуратуры в российской федерации:
- 27. Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- 30. Состав и компетенция районной (городской) прокуратуры.
- 31. Кадры органов прокуратуры
- 33. Подследственность уголовных дел.
- 34. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- 35. Общая характеристика системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
- 36. Система органов внутренних дел Российской Федерации.
- 37. Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- 38. Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- 39. Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- 40. Органы адвокатуры в российской федерации
- 41. Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- 42. Правовой статус адвоката.
- 43.Понятие и основные задачи нотариата.
- 44. Правовой статус нотариуса.
- 45. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 47. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- 48. Система таможенных органов рф: их основные задачи, направления деятельности и полномочия.
- 49. Частные дет. И охр. Предпр.
- 50. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных стран.