18. Подведомственность: понятие и содержание
Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.
Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).
Виды подведомственности:
-исключительная;
-множественная.
Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.
Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
Разновидности множественной подведомственности:
альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Подсудность: понятие и содержание
Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.
Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри самостоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.
Виды подсудности:
-родовая (предметная) подсудность;
-территориальная подсудность;
-подсудность по связи дел.
Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.
Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.
Территориальная подсудность делится на:
альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.
Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.
- 1.Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- 2.Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- 3.Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- 4.Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- 5.Аппарат суда: состав, полномочия.
- 6.Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- 7.Принципы осуществления правосудия в Российской Федера¬ции.
- 8.Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- 10.Военные суды: место в судебной системе Российской Феде¬рации и полномочия.
- 11.Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- 12. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- 13. Суды субъектов рф
- 14.Состав и полномочия городского (районного) суда.
- 15.Место мирового судьи в судебной системе России.
- 16.Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- 17. Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.
- 18. Подведомственность: понятие и содержание
- 19. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах
- 20. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- 21.Общие положения статуса судьи в Российской Федерации.
- 22. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
- 23.Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей.
- 24. Общая характеристика прокурорского надзора.
- 25.Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- 26. Основные направления деятельности прокуратуры в российской федерации:
- 27. Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- 30. Состав и компетенция районной (городской) прокуратуры.
- 31. Кадры органов прокуратуры
- 33. Подследственность уголовных дел.
- 34. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- 35. Общая характеристика системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
- 36. Система органов внутренних дел Российской Федерации.
- 37. Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- 38. Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- 39. Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- 40. Органы адвокатуры в российской федерации
- 41. Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- 42. Правовой статус адвоката.
- 43.Понятие и основные задачи нотариата.
- 44. Правовой статус нотариуса.
- 45. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 47. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- 48. Система таможенных органов рф: их основные задачи, направления деятельности и полномочия.
- 49. Частные дет. И охр. Предпр.
- 50. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных стран.