logo search
Протасов уч Пробл ТГП 1999 - копия

89. Анархизм о праве и государстве

В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, ко­торых оно в равной степени ненавидит - анархию и деспотизм.

Термин «анархизм» произошел от греческого слова, означающего «безна­чалие, безвластие». Идея анархизма была высказана еще в античное время древнегреческим философом Платоном (427-347 гг. до н. э.) в его труде «Ре­спублика». Отдельные фрагменты анархизма содержатся в философии осно­воположника стоицизма Зенона (333-262 гг. до н. э.), в христианском дви­жении IX в. (Армения), в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой француз­ской революции.

Впервые попытку систематизированно изложить политические и экономи­ческие формы анархизма предпринял в конце XVIII в. английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге «Исследование о политической спра­ведливости» (1793 г.) сформулировал понятие «общество без государства».

Как общественно-политическое течение анархизм сложился в 40-х - 70-х годах XIX в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связа­но с именами Макса Штирнера (Германия), Пьера Жозефа Прудона (Фран­ция), Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина (Россия).

Наибольший подъем анархизма приходится на 70-е годы XIX в. Он рас­пространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Влияние анархизма было достаточно сильным в конце XIX - начале XX вв., когда по­явились анархистские революционные движения в западноевропейских стра­нах. В настоящее время его общественное влияние незначительно. Однако и по сей день федерации, группы и иные формы организации анархистов суще­ствуют в США, Италии, Великобритании и некоторых других странах.

Из-за различий в подходах к достижению поставленных целей анархизм никогда не существовал как единая идеология. В анархистском учении мож­но выделить четыре основных течения: индивидуализм, мутуализм (мютюэлизм), коллективизм и анархо-коммунизм.

В основу индивидуалистического анархизма была положена идея абсо­лютной свободы человека, который в своих поступках не должен быть свя­зан никакими нормами права и морали. Основателем этого направления счи­тается немецкий нигилист Макс Штирнер (1806-1856 гг.), который в своем главном труде «Единственный и его собственность» (русский пер. в 1922 г.) пытался доказать, что единственной реальностью является индивид, что все имеет ценность лишь постольку, поскольку служит индивидууму.

Автором анархистского течения мутуализма (или мютюэлизма, то есть взаимопомощи) был французский социалист и философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) - автор книги «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846 г.). Прудон видел источник социальной неспра­ведливости в неэквивалентном обмене. В своем произведении «Что такое собственность?» (1840 г.) он утверждал: «Собственность - это кража». По его мнению, организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества обеспечит независимость личности от государства и сделает его ненужным. Взгляды Прудона на государство изложены им в кни­гах «Исповедь революционера» (1849 г.) и «Общая идея революции XIX ве­ка...» (1851 г.). В них Прудон выдвинул план «социальной ликвидации» - за­мены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей, сотрудничающими в эквивалентном обмене. В более позднем сочинении «О федеративном принципе» (1863 г.) Прудон заменил лозунг «ликвидации государства» планом раздробления со­временного централизованного государства на мелкие автономные области, а в сочинении «Война и мир» (1861 г.) выступил с апологией войны как «источ­ника права». Анархистская теория Прудона имела реформистский характер, однако его воззрения подготовили почву для восприятия в России идей Баку­нина, который превратил мирную проповедь своего учителя в бунтарскую те­орию революции.

С ростом революционных настроений в Европе формируется идея кол­лективистского анархизма, теоретиком которого стал Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.), считавший, что государство в любой форме являет­ся орудием угнетения народных масс, и выступавший за его немедленное уничтожение революционным путем. Личную свободу каждого человека Ба­кунин выводил как производное от коллективной свободы всего общества. Свободу же общества видел в самоуправлении народа «посредством свобод­ной федерации и союза» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и рас­пределения продуктов также носил бы коллективный характер. Все юридиче­ские законы, в отличие от законов природы, являются, как считал Бакунин, внешне навязанными, а потому и деспотическими. «Политическое законода­тельство» (то есть законы, созданные государством) неизменно враждебно и противоречит естественным для природы человека законам. Одна из извест­ных работ автора - «Государственность и анархия» (1873 г.).

Во второй половине 70-х годов XIX в. идеи Бакунина получили развитие в трудах Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921 гг.). Кропоткин принад­лежал к старинному княжескому роду и был последним из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма. В обоснование доктрины анархизма он ссылался на данные современной ему науки о природе и обще­стве и социально-философское учение о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах. Кропоткин считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудниче­ству и потому должны быть разрушены посредством революции. Историчес­кая миссия государства, по его мнению, свелась на практике к «поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком». Все российские анар­хистские объединения выступали сторонниками классовой борьбы и соци­альной революции. Они заявили себя противниками и разрушителями всяко­го государства и частной собственности. Кропоткина и его последователей относят к анархо-коммунистам.

Несмотря на теоретическую разнородность анархизма, можно назвать рад объединяющих его моментов:

- в основу анархизма положена идея безгосударственного устройства об­щества;

- в нем отрицается полезная социальная функция государства - всякое государство есть зло;

- отрицается то, что власть государства узаконена согласием его поддан­ных;

- не признается позитивное (писаное) право как законы, созданные госу­дарством;

- в качестве руководящего начала анархизм признает только волю отдель­ной личности;

- анархизм как политическое течение ставит своей целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан.