89. Анархизм о праве и государстве
В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит - анархию и деспотизм.
Термин «анархизм» произошел от греческого слова, означающего «безначалие, безвластие». Идея анархизма была высказана еще в античное время древнегреческим философом Платоном (427-347 гг. до н. э.) в его труде «Республика». Отдельные фрагменты анархизма содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона (333-262 гг. до н. э.), в христианском движении IX в. (Армения), в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции.
Впервые попытку систематизированно изложить политические и экономические формы анархизма предпринял в конце XVIII в. английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793 г.) сформулировал понятие «общество без государства».
Как общественно-политическое течение анархизм сложился в 40-х - 70-х годах XIX в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами Макса Штирнера (Германия), Пьера Жозефа Прудона (Франция), Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина (Россия).
Наибольший подъем анархизма приходится на 70-е годы XIX в. Он распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Влияние анархизма было достаточно сильным в конце XIX - начале XX вв., когда появились анархистские революционные движения в западноевропейских странах. В настоящее время его общественное влияние незначительно. Однако и по сей день федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Италии, Великобритании и некоторых других странах.
Из-за различий в подходах к достижению поставленных целей анархизм никогда не существовал как единая идеология. В анархистском учении можно выделить четыре основных течения: индивидуализм, мутуализм (мютюэлизм), коллективизм и анархо-коммунизм.
В основу индивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих поступках не должен быть связан никакими нормами права и морали. Основателем этого направления считается немецкий нигилист Макс Штирнер (1806-1856 гг.), который в своем главном труде «Единственный и его собственность» (русский пер. в 1922 г.) пытался доказать, что единственной реальностью является индивид, что все имеет ценность лишь постольку, поскольку служит индивидууму.
Автором анархистского течения мутуализма (или мютюэлизма, то есть взаимопомощи) был французский социалист и философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) - автор книги «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846 г.). Прудон видел источник социальной несправедливости в неэквивалентном обмене. В своем произведении «Что такое собственность?» (1840 г.) он утверждал: «Собственность - это кража». По его мнению, организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества обеспечит независимость личности от государства и сделает его ненужным. Взгляды Прудона на государство изложены им в книгах «Исповедь революционера» (1849 г.) и «Общая идея революции XIX века...» (1851 г.). В них Прудон выдвинул план «социальной ликвидации» - замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей, сотрудничающими в эквивалентном обмене. В более позднем сочинении «О федеративном принципе» (1863 г.) Прудон заменил лозунг «ликвидации государства» планом раздробления современного централизованного государства на мелкие автономные области, а в сочинении «Война и мир» (1861 г.) выступил с апологией войны как «источника права». Анархистская теория Прудона имела реформистский характер, однако его воззрения подготовили почву для восприятия в России идей Бакунина, который превратил мирную проповедь своего учителя в бунтарскую теорию революции.
С ростом революционных настроений в Европе формируется идея коллективистского анархизма, теоретиком которого стал Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.), считавший, что государство в любой форме является орудием угнетения народных масс, и выступавший за его немедленное уничтожение революционным путем. Личную свободу каждого человека Бакунин выводил как производное от коллективной свободы всего общества. Свободу же общества видел в самоуправлении народа «посредством свободной федерации и союза» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и распределения продуктов также носил бы коллективный характер. Все юридические законы, в отличие от законов природы, являются, как считал Бакунин, внешне навязанными, а потому и деспотическими. «Политическое законодательство» (то есть законы, созданные государством) неизменно враждебно и противоречит естественным для природы человека законам. Одна из известных работ автора - «Государственность и анархия» (1873 г.).
Во второй половине 70-х годов XIX в. идеи Бакунина получили развитие в трудах Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921 гг.). Кропоткин принадлежал к старинному княжескому роду и был последним из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма. В обоснование доктрины анархизма он ссылался на данные современной ему науки о природе и обществе и социально-философское учение о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах. Кропоткин считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудничеству и потому должны быть разрушены посредством революции. Историческая миссия государства, по его мнению, свелась на практике к «поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком». Все российские анархистские объединения выступали сторонниками классовой борьбы и социальной революции. Они заявили себя противниками и разрушителями всякого государства и частной собственности. Кропоткина и его последователей относят к анархо-коммунистам.
Несмотря на теоретическую разнородность анархизма, можно назвать рад объединяющих его моментов:
- в основу анархизма положена идея безгосударственного устройства общества;
- в нем отрицается полезная социальная функция государства - всякое государство есть зло;
- отрицается то, что власть государства узаконена согласием его подданных;
- не признается позитивное (писаное) право как законы, созданные государством;
- в качестве руководящего начала анархизм признает только волю отдельной личности;
- анархизм как политическое течение ставит своей целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан.
- 1. Признаки и определение права
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 6. Право в системе социальных норм
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 9. Право и религия
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 19. Правотворчество: понятие и стадии. Юридическая техника
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 21. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 26. Правоотношение: понятие и виды
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 30. Объекты правоотношения
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 32. Правоотношение как система
- 33. Реализация права: понятие и формы
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 37. Виды толкования нормативно-правовых актов
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 43. Правонарушение: понятие и виды
- 44. Право и принуждение
- 45. Юридическая ответственность: понятие и виды
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 56. Историческая школа права
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 60. Общая характеристика марксистско-ленинской теории права и государства
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 63. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
- 64. Понятие государства
- 65. Государство и бюрократия
- 66. Государство и демократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 80. Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1