Глоссарий
Адат (араб. "ада", мн. "адат" - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов, в противоположность шариату, т.е. религиозному закону, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (Сунна). А. представляет собой совокупность народных обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.
Адаптация - процесс приведения национальных актов к общим принципам и стандартам.
Стандарт - технико-юридическая норма, обязательная для применения при совершении действий технико-экономического и иного характера.
Ампаро (исп. аmparo - покровительство, защита, помощь) - в праве Испании и ряда стран Латинской Америки особая процедура, которая защищает человека от действий государственных властей, нарушающих его конституционные права. Такая защита осуществляется судебными органами и заключается в обеспечении нарушенного права, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права. Решения судов по делам А. носят индивидуальный характер, т.е. распространяются только на истца, однако при соблюдении определенных условий становятся обязательными прецедентами.
Вакф (вакуфные имущества) - в мусульманском праве термин, означающий имущество, частично изъятое из гражданского оборота и предназначенное для достижения благотворительных, религиозных или определенных общественных целей. Отчуждение допускается лишь в случае прекращения существования того учреждения или юридического лица, в пользу которого В. установлен (в этом случае он переходит к наследникам учредителя В.), или в случае, когда В. имущество, при непродаже его, может потерпеть ущерб или стать бездоходным.
Гармонизация законодательства - способ обеспечения единства в многообразии. Согласование концепций и программ правового развития. Выработка общих нормативных понятий и оценок. Упорядоченность правовых действий.
Дийя - в мусульманском праве "выкуп за кровь", денежная компенсация родственникам убитого.
Иджма - один из основных источников мусульманского права - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной. И. представляют собой комментарии, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. Поскольку окончательное толкование ислама дается в И., Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие И.
Имплементация - исполнение государством международно-правовых норм путем их включения в национальную правовую систему. Фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.
Кади (араб.; тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 1930-1950-х гг. и институт К. В настоящее время в мусульманских странах К. именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.
Каноническое право - у христиан совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих (в основном в сфере брачно-семейных отношений).
Кисас - в мусульманском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию - К., означающую, по общепринятому определению, "возмездие", т.е. наказание, "равное" по тяжести совершенному противоправному деянию. Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера.
Кияс - один из источников мусульманского права (шариата). Представляет собой толкование Корана и Сунны, суждение по аналогии по тем вопросам, которые прямо не урегулированы последними. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусульманским духовенством. Правом толкования обладает муфтий - высшее духовное лицо.
Маджалла - крупнейшая кодификация норм мусульманского права. Принята в Турции (Османской империи) в 1869-1877 гг. в рамках курса на модернизацию страны. Действие М. распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). М. регулировала вопросы правоспособности и ее ограничения, вещного и обязательственного права, но не затрагивала семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры и "персонального права" последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины.
Мандамус (лат. mandamus) - в странах англосаксонской системы права судебный приказ, предписывающий тому или иному лицу (обычно должностному лицу) совершение действия, которое оно по закону обязано совершить. Одно из конституционных средств судебной защиты прав и свобод человека.
Мусульманское право - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности, комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие связанные с религией системы права, М. п. является, как правило, не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины, но не на иноверцев. Источниками М. п. являются Коран, Сунна, иджма, кияс.
Общее право (англ. common law) - исторически сложившаяся в средневековой Англии правовая система, характеризующаяся тем, что источником права признается судебный прецедент. В более узком смысле О. п. как совокупность судебных прецедентов противостоит статутному праву. Название "О. п." объясняется тем, что решения королевских судов в Лондоне имели силу для всей Англии в противовес местным обычаям. О. п. вместе с дополнившим его правом справедливости стало основой англо-американской правовой системы (нередко понятия "О. п." и "англо-американское право" употребляются как тождественные, особенно при сравнении с другими мировыми правовыми системами).
Омбудсман (швед. ombudsman - представитель чьих-либо интересов) специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры О. осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости.
Право справедливости - в англо-американской правовой системе часть прецедентного права, складывавшаяся из решений английского Суда Канцлера, который существовал с XV в. до конца XIX в. При необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы сложившихся в общем праве прецедентов Канцлер давал свое решение возникшего вопроса, которое считалось не юридическим, поскольку оно принималось вне рамок общего права, но отвечавшим требованиям справедливости. Лордом-канцлером использовались принципы канонического и римского права, что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего права. В результате судебной реформы 1873-1875 гг. в Англии произошло формальное слияние П. с. с общим правом. Однако и поныне П. с. продолжает регулировать некоторые институты права собственности и договорного права.
Синхронизация - сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы международного союза, координация деятельности по созданию аналогичных или сходных правовых норм.
Унификация законодательства - метод, с помощью которого государства осуществляют единообразное регулирование правовых отношений. Выражается в создании единообразных актов и норм, заменяющих или действующих субсидиарно с национальными нормами.
Фикх (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину - систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин "Ф." употребляется также в значении самих норм, регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.
Хабеас дата (лат. habeas data) - в конституционном праве ряда стран один из новейших юридических инструментов защиты личных прав и свобод граждан. Представляет собой право любого человека (или только гражданина) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми касающимися его данными, хранящимися в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.
Хабеас корпус (лат. habeas corpus) - институт англо-американского процессуального права, предоставляющий в некоторых случаях заинтересованным лицам право требовать доставки в суд задержанного или заключенного для проверки оснований лишения свободы.
Хадд - в мусульманском праве категория преступных деяний, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины ("права Аллаха") и, во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или Сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой "праведных" халифов. Однако мусульманские ученые-юристы не единодушны в том, какие конкретно правонарушения должны быть включены в данную категорию преступлений. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний - прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.
Шариат (араб. "шариа" - прямой, правильный путь, обязательные предписания, право, закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и Сунне и провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлений. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле
Юридическая инвентаризация - учет и обзор действующих правовых актов.
- Брянский государственный университет
- Умк по спецкурсу «сравнительное правоведение»
- Модуль 1 программа курса
- Организационно-методические указания
- Объем и основные виды занятий
- Содержание курса Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина
- Классификация основных правовых систем современности
- Общая характеристика романо-германской правовой семьи
- Социалистическое право как особый исторический тип права
- Правовая семья общего права
- Религиозные правовые семьи
- Семья традиционного права
- Правовые системы стран Дальнего Востока
- Смешанные правовые системы
- Российская правовая система
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Вопросы к зачету
- Модуль II
- 2. Возникновение сравнительного правоведения
- 3. Предмет сравнительного правоведения
- 4. Значение сравнительного правоведения
- 5. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
- Литература
- Тема 2. Классификация основных правовых систем современности
- 1. Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения
- 2. Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения
- 3. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения
- 4. Определение правовой карты мира
- 5. Критерии классификации правовых систем
- 6. Учение о правовых семьях
- Литература
- Тема 3. Общая характеристика романо-германской правовой семьи
- 1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи
- 2. Структура права романо-германской правовой семьи
- 3. Источники романо-германского права
- 4. Французская и германская правовые группы
- Особенности правовых систем Скандинавских стран
- Особенности правовых систем стран Латинской Америки
- Литература
- Тема 4. Социалистическое право как особый исторический тип права
- 1. Возникновение и особенности социалистического права
- 2. Советская правовая система
- 3. Европейские социалистические правовые системы
- 4. Правовые системы социалистических государств Азии
- 5. Правовая система Кубы
- 6. Перспективы развития социалистического права
- Литература
- Тема 5. Правовая семья общего права
- 1. Формирование английского общего права
- 2. Прецедентное право Англии
- 3. Структура, источники и основные группы английского общего права
- 4. Характерные черты английского общего права
- 5. Правовая система Шотландии
- 6. Правовая система сша
- Литература
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- 1. Мусульманская правовая семья. 2. Индусское право
- 1. Мусульманская правовая семья
- 2. Индусское право
- Литература
- Тема 7. Семья традиционного права
- 1. Формирование традиционной правовой семьи
- 2. Традиционное африканское обычное право
- 3. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право
- 4. Современные правовые системы африканских стран
- Литература
- Тема 8. Правовые системы стран дальнего востока
- 1. Общая характеристика дальневосточного права
- 2. Древнекитайское право – основа дальневосточного права
- 3. Дальневосточная концепция права
- 4. Правовая система кнр
- 5. Особенности правопонимания японцев. «Живое право»
- Литература
- Тема 9. Смешанные правовые системы
- 1. Понятие смешанных правовых систем
- 2. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана
- 3. Правовая система Израиля
- 4. Правовая система юар
- 5. Другие смешанные правовые системы
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Контрольные тесты
- Глоссарий
- Модуль ш методика подготовки к семинарским занятиям и организации самостоятельной работы
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. История сравнительного правоведения.
- Тема 2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
- Тема 3. Формирование, развитие и современное состояние семьи Романо-германского права.
- Тема 4. Англосаксонская система права
- Тема 5. Правовые системы социалистических и постсоциалистических государств.
- Тема 6. Основные правовые системы религиозного толка.
- Методические рекомендации и задания для контрольных работ
- Темы рефератов