37. Виды толкования нормативно-правовых актов
Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:
а) о видах результатов уяснения;
б) о видах разъяснения.
Результат толкования-уяснения по своему объему может быть буквальным, ограничительным и распространительным (расширительным). Как правило, результат толкования должен быть буквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.
Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы ýже ее текстового оформления, то есть конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.
Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.
Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.
Официальное толкование:
а) дается уполномоченным на то органом;
б) формулируется в специальном акте;
в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное разъяснение может быть нормативным и казуальным.
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
Если официальное нормативное толкование-разъяснение дается тем органом, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (основанного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.
Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.), доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.
- 1. Признаки и определение права
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 6. Право в системе социальных норм
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 9. Право и религия
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 19. Правотворчество: понятие и стадии. Юридическая техника
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 21. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 26. Правоотношение: понятие и виды
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 30. Объекты правоотношения
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 32. Правоотношение как система
- 33. Реализация права: понятие и формы
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 37. Виды толкования нормативно-правовых актов
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 43. Правонарушение: понятие и виды
- 44. Право и принуждение
- 45. Юридическая ответственность: понятие и виды
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 56. Историческая школа права
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 60. Общая характеристика марксистско-ленинской теории права и государства
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 63. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
- 64. Понятие государства
- 65. Государство и бюрократия
- 66. Государство и демократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 80. Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1