logo search
политология готовые шпоры

41. Полит. Социализация: понятие, функции, этапы, модели.

Социализация (от лат.”socialis”- общественный) – это процесс, с помощью кот. полит. культура передается, приобретается и изменяется. Полит. социализация – это процесс включения чел. в мир политики. Освоение им ценностей, традиций, опре-деленных образцов поведения и др. элементов полит. жизни. Социализация важна для самой личности, поскольку она поз-воляет ей адаптироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и правила и, включиться в полит. жизнь, реализовать с помощью власти свои интересы. На характер и специфику полит. социализации оказывают значит. воздействие региональные и исторические особенности страны, характер полит. системы, полит. режим. В полит. социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека. Первый этап полит. социализации происх. в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников. Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в разл. учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных соц. институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы полит. культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения предопределяет будущее страны– активность и осознанность полит. действий. Третий этап - это социализация индивида как лич-ности в ходе активной деят., его включения в работу полит. институтов (гос. структур, партий, общественных организаций, выборов и т.д.), в подготовку и проведение всевозможных полит. акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осоз-нающего себя членом государства. Первый и второй этапы полит. социализации могут нах. в конфликте. В этом случае происх. переоценка ценностей, проявлениями кот. становятся аполитичность, конформизм или же радикальный полит. протест. Сущ. след. модели полит. социализации: системная модель (позитивное отношение к власти благодаря воздействию школы, семьи), гегемонистская (при помощи СМИ формирует личность враждебно настроенную к любой соц. и полит. системе, кроме «своей»), плюралистическая (высокий уровень гражданской активности), конфликтная (пропаганда и агитация).