logo search
ТЕМА 11 Правонаруш в тамож сфере

2. Преступления.

Под преступлением в сфере таможенного дела понимается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом Республики Беларусь, и запрещенное им под угрозой наказания.

В соответствии с действующим законодательством, к преступлениям в таможенной сфере, наказываемым в соответствии с Уголовным кодексом (далее – УК), относятся: контрабанда, незаконный экспорт объектов экспортного контроля, невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 228–231 УК).

Преступление признается оконченным с момента совершения деяния, а в тех случаях, когда преступление связано с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части УК, то оно признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий. Те же действия или бездействия, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению, не являются преступлением. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления в сфере таможенного дела подразделяются на следующие виды: 1) преступления не представляющие большой общественной опасности, т. е. умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание; 2) менее тяжкие, т. е. умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; 3) тяжкие, т. е. умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше десяти лет; 4) особо тяжкие, т.е. умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, пожизненного заключения или смертной казни.

КОНТРАБАНДА (ст. 228 УК).

Контрабанда – это действия, направленные на перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, а также перемещение через таможенную границу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенные помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженные с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

При этом действия, предусмотренные ч. 1 ст. 228 УК, призна­ются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Контрабанда направлена против порядка осуществления экономической деятельности, установленного по­рядка таможенного регулирования, а также основ общественной безопасности и здоровья населения.

В ст. 228 УК предусмотрен перечень предметов контрабанды, который является исчерпывающим. Этот перечень можно подразделить на две группы: 1) товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению (в круп­ном размере) (перечень таких товаров и ценностей, запрещенных или ог­раниченных к перемещению, устанавливается Советом Министром Республики Беларусь); 2) наркотические сред­ства, психотропные сильнодействующие, ядовитые, от­равляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Уголовная ответственность за контрабанду предме­тов этой группы наступает независи­мо от их стоимости и количества.

Объективная сторона контрабанды выражается в перемещении указанных в ст. 228 УК товаров, предметов, веществ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженные с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Признаки объективной стороны контрабанды: 1) перемещение, совершенное помимо таможенного кон­троля, т. е. пе­ремещение вне определенных мест или вне установлен­ного времени производства таможенного оформления; 2) перемещение, совершенное с сокрытием от таможенного кон­троля, т. е. с использованием тайников либо других спо­собов, затрудняющих обнаружение товаров, предметов, ценностей, или придание одним товарам, предметам, ценностям вида других; 3) перемещение, совершенное с обманным использованием документов или средств идентификации, т. е. перемещение товаров и ценностей и других предметов с представлением тамо­женному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных и недействительных документов, а также полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам, предметам, цен­ностям, а также использование под­дельного средства идентификации либо подлинного сред­ства идентификации, относящегося к другим товарам, предметам, ценностям; 4) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, т. е. незаявление в установленной письменной, уст­ной или иной форме достоверных сведений либо заявле­ние недостоверных сведений о товарах, предметах, ценностях, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения пред­метов контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь. Действия лица, пытавшегося переместить товары, ценности и другие предметы контрабандным путем за пределы Рес­публики Беларусь квалифицируются как поку­шение на контрабанду.

С субъективной стороны контрабанда является умышленным преступлением, причем умысел может быть только прямой, т. е. лицо знает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению товары, предме­ты, вещи, желает совершения таких действий и предвидит их последствия.

Субъектом контрабанды является физическое вме­няемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицирующими признаками контрабанды, т. е. усиливающими ответственность за ее совершение, является совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору; совершение преступления лицом, ранее судимым за контрабанду; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; совершение преступления организованной группой.

Незаконный экспорт объектов экспор­тного контроля. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 229 УК.

Незаконный экспорт объектов экспор­тного контроля это совершение действий, направленных на незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Ст. 229 УК направлена на обеспечение национальной безопасности, защиту экономических интересов Республики Беларусь, выполнение международных обяза­тельств республики, содействие нерасп­ространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, т. е. вывозе за пределы Республики Беларусь товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Предметом преступления являются объекты экспор­тного контроля, перечни которых утвержда­ются Советом Министров Республики Беларусь.

С субъективной стороны данный вид преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо знает, что осуществляет не­законный экспорт объектов экспортного контроля, понимает, что делает это в обход ус­тановленных требований, желает совершения таких действий и предвидит их последствия. Преступление считается оконченным с момента фак­тического перемещения через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля либо с момента оказания соответствующего характера услуг.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 229 УК, могут быть должностные лица, представители предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), уполномоченные на ведение внешнеэкономической деятельности.

Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей. Ответственность за это преступление предусмотрена ст.230 УК.

Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностейэто умышленное совершение действий, направленных на невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.

Объективная сторона преступления выражается в невозвращении на территорию Республики Беларусь без каких-либо уважительных причин, ранее вывезенных законно историко-культурных ценностей, если их возвраще­ние к установленному сроку было обязательным. Историко-культурными ценностями являют­ся наиболее отличительные материальные объекты и немате­риальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документаль­ные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия». Вывоз таких ценностей за пределы республики на постоянное хранение запрещен.

С субъективной стороны преступление характеризуется тем, что оно может быть совершено только с прямым умыслом, т. е. виновный сознает, что умышленно и противоправно не возвращает в обусловленный срок на территорию республики доверенные ему историко-культурные ценности и желает так поступать.

Субъектом данного преступления могут быть достигшие 16-летнего возраста, вменяемые граждане Республики Беларусь, а также иностранцы, либо лица без гражданства.

Уклонение от уплаты таможенных платежей. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрена ст. 231 УК.

Уклонение от уплаты таможенных платежейэто совершение действий, направленных на необоснованное освобождение от уплаты таможенных платежей или их занижение, на возврат уже уплаченных таможенных платежей, а также неуплата без каких-либо уважительных причин, установленных законодательством таможенных платежей таможенному органу. В ст. 231 УК речь идет о совершении указанного преступления в крупном размере. Под уклонением от уплаты таможен­ных платежей в крупном размере следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

В соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь, уплате подлежат следующие таможенные платежи: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Беларусь и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в совершении действий, направленных: на неправомерное освобождение от уплаты вышеуказанных таможенных платежей или их занижение; на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей; а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты; либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам; или представление заведомо ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей; в представлении таможенным органам ложных сведений и документов.

Уклонение от уплаты таможенных платежей может совершаться только с прямым умыслом, т. е. лицо сознает, что в результате его действий оно либо юридическое лицо, чьи интересы оно представляет, уклоняется от уплаты таможенных платежей, желает совершения таких действий и предвидит их последствия.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение преступления повторно; совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Субъектом данного преступления могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, а также лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. Кроме того, в качестве субъектов преступления могут быть должностные и иные лица, указанные в Таможенном кодексе, обязанные уплатить таможенные платежи и не уплатившие их.

Производство по делам о преступлениях, совершенных в таможенной сфере, ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – УПК).

Расследование преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, осуществляется в соответствии с УПК, уполномоченными на то должностными лицами.

Условно стадию расследования можно разделить на ряд следующих этапов: возбуждение дела, установление (выяснение) фактических обстоятельств, процессуальное оформление (закрепление) результатов расследования, направление материалов уголовного дела в суд.