2. Преступления.
Под преступлением в сфере таможенного дела понимается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом Республики Беларусь, и запрещенное им под угрозой наказания.
В соответствии с действующим законодательством, к преступлениям в таможенной сфере, наказываемым в соответствии с Уголовным кодексом (далее – УК), относятся: контрабанда, незаконный экспорт объектов экспортного контроля, невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 228–231 УК).
Преступление признается оконченным с момента совершения деяния, а в тех случаях, когда преступление связано с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части УК, то оно признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий. Те же действия или бездействия, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению, не являются преступлением. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.
В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления в сфере таможенного дела подразделяются на следующие виды: 1) преступления не представляющие большой общественной опасности, т. е. умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание; 2) менее тяжкие, т. е. умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; 3) тяжкие, т. е. умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше десяти лет; 4) особо тяжкие, т.е. умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, пожизненного заключения или смертной казни.
КОНТРАБАНДА (ст. 228 УК).
Контрабанда – это действия, направленные на перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, а также перемещение через таможенную границу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенные помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженные с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
При этом действия, предусмотренные ч. 1 ст. 228 УК, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Контрабанда направлена против порядка осуществления экономической деятельности, установленного порядка таможенного регулирования, а также основ общественной безопасности и здоровья населения.
В ст. 228 УК предусмотрен перечень предметов контрабанды, который является исчерпывающим. Этот перечень можно подразделить на две группы: 1) товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению (в крупном размере) (перечень таких товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению, устанавливается Советом Министром Республики Беларусь); 2) наркотические средства, психотропные сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Уголовная ответственность за контрабанду предметов этой группы наступает независимо от их стоимости и количества.
Объективная сторона контрабанды выражается в перемещении указанных в ст. 228 УК товаров, предметов, веществ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженные с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
Признаки объективной стороны контрабанды: 1) перемещение, совершенное помимо таможенного контроля, т. е. перемещение вне определенных мест или вне установленного времени производства таможенного оформления; 2) перемещение, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, т. е. с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, предметов, ценностей, или придание одним товарам, предметам, ценностям вида других; 3) перемещение, совершенное с обманным использованием документов или средств идентификации, т. е. перемещение товаров и ценностей и других предметов с представлением таможенному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных и недействительных документов, а также полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам, предметам, ценностям, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам, предметам, ценностям; 4) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, т. е. незаявление в установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, предметах, ценностях, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения предметов контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь. Действия лица, пытавшегося переместить товары, ценности и другие предметы контрабандным путем за пределы Республики Беларусь квалифицируются как покушение на контрабанду.
С субъективной стороны контрабанда является умышленным преступлением, причем умысел может быть только прямой, т. е. лицо знает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению товары, предметы, вещи, желает совершения таких действий и предвидит их последствия.
Субъектом контрабанды является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицирующими признаками контрабанды, т. е. усиливающими ответственность за ее совершение, является совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору; совершение преступления лицом, ранее судимым за контрабанду; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; совершение преступления организованной группой.
Незаконный экспорт объектов экспортного контроля. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 229 УК.
Незаконный экспорт объектов экспортного контроля – это совершение действий, направленных на незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Ст. 229 УК направлена на обеспечение национальной безопасности, защиту экономических интересов Республики Беларусь, выполнение международных обязательств республики, содействие нераспространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений.
Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, т. е. вывозе за пределы Республики Беларусь товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
Предметом преступления являются объекты экспортного контроля, перечни которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
С субъективной стороны данный вид преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо знает, что осуществляет незаконный экспорт объектов экспортного контроля, понимает, что делает это в обход установленных требований, желает совершения таких действий и предвидит их последствия. Преступление считается оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля либо с момента оказания соответствующего характера услуг.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 229 УК, могут быть должностные лица, представители предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), уполномоченные на ведение внешнеэкономической деятельности.
Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей. Ответственность за это преступление предусмотрена ст.230 УК.
Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей – это умышленное совершение действий, направленных на невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.
Объективная сторона преступления выражается в невозвращении на территорию Республики Беларусь без каких-либо уважительных причин, ранее вывезенных законно историко-культурных ценностей, если их возвращение к установленному сроку было обязательным. Историко-культурными ценностями являются наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия». Вывоз таких ценностей за пределы республики на постоянное хранение запрещен.
С субъективной стороны преступление характеризуется тем, что оно может быть совершено только с прямым умыслом, т. е. виновный сознает, что умышленно и противоправно не возвращает в обусловленный срок на территорию республики доверенные ему историко-культурные ценности и желает так поступать.
Субъектом данного преступления могут быть достигшие 16-летнего возраста, вменяемые граждане Республики Беларусь, а также иностранцы, либо лица без гражданства.
Уклонение от уплаты таможенных платежей. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрена ст. 231 УК.
Уклонение от уплаты таможенных платежей – это совершение действий, направленных на необоснованное освобождение от уплаты таможенных платежей или их занижение, на возврат уже уплаченных таможенных платежей, а также неуплата без каких-либо уважительных причин, установленных законодательством таможенных платежей таможенному органу. В ст. 231 УК речь идет о совершении указанного преступления в крупном размере. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
В соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь, уплате подлежат следующие таможенные платежи: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Беларусь и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в совершении действий, направленных: на неправомерное освобождение от уплаты вышеуказанных таможенных платежей или их занижение; на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей; а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты; либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам; или представление заведомо ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей; в представлении таможенным органам ложных сведений и документов.
Уклонение от уплаты таможенных платежей может совершаться только с прямым умыслом, т. е. лицо сознает, что в результате его действий оно либо юридическое лицо, чьи интересы оно представляет, уклоняется от уплаты таможенных платежей, желает совершения таких действий и предвидит их последствия.
Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение преступления повторно; совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.
Субъектом данного преступления могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, а также лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. Кроме того, в качестве субъектов преступления могут быть должностные и иные лица, указанные в Таможенном кодексе, обязанные уплатить таможенные платежи и не уплатившие их.
Производство по делам о преступлениях, совершенных в таможенной сфере, ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – УПК).
Расследование преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, осуществляется в соответствии с УПК, уполномоченными на то должностными лицами.
Условно стадию расследования можно разделить на ряд следующих этапов: возбуждение дела, установление (выяснение) фактических обстоятельств, процессуальное оформление (закрепление) результатов расследования, направление материалов уголовного дела в суд.
- Тема 11. Правонарушения в таможенной сфере и порядок производства по делам о них
- Расследование дел об административных таможенных правонарушениях.
- 2. Преступления.
- 1. Возбуждение уголовного дела.
- 2. Установление (выяснение) фактических обстоятельств.
- 3. Процессуальное оформление результатов расследования.
- 4. Направление материалов уголовного дела по подследственности и в суд.