logo search
Politologia_31-35

Проблема формирования политической культуры в России

Составной частью политической культуры является электоральная культура общества.

Электоральная культура включает:

-отношение к выборам как форме политического поведения;

-партийную идентификацию;

-идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам;

-оценки политических событий, влияющих на выборы.

В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты.

Постоянные компоненты: определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями.

Переменные компоненты — это политические настроения, быстроменяющиеся политические взгляды, оценки и др.

В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни.

Рациональный складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентации, установок;

Эмоционально-волевой — на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социально-культурными и социопсихологическими факторами.

Политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.

Политическая культура оказывает влияние на:

-ход и оценку политических действий.

-образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, — это неэффективность политических действия.

Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления власти могут выступать демократические и авторитарные методы, преобладать механизмы принуждения, либо убеждения.

Политическая культура находится в динамике, в тесном взаимодействии с существующей политической системой. Степень развития политической культуры выражается также в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.

Важное значение для развития общества имеет его правовая культура.

-совокупный правовой опыт общества, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь.

Правовая культура ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере.

Правовая культура включает:

-определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

-надлежащую степень знания населением законов;

-высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

-качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

-специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

-результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.)

Основные функции политической культуры:

• познавательная — усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;

• коммуникативная — передача политических знаний, ценностей, опыта;

• воспитательная — формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;

• интегративная — формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;

• регулятивная — обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;

• нормативно-ценностная — закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.

Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей.

Истоки российской политической культуры коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя.

Россия — это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь — царь — император — монарх — генеральный секретарь — президент.

Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям помазанника божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости.

В русской истории существует и другая — демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.

В целом политической культуре россиян присущи:

-ориентация на нормы коллективистской или общинной морали;

-идеологизированность в политических и иных вопросах;

-склонность к политическому радикализму, политическим крайностям;

-политическая лояльность и подданническое отношение к власти;

-правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания;

-предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму);

-определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества:

Наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян:

Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

Во-вторых, это особая роль общины и традиций, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации.

В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития - проблемы справедливости и порядка.

В-четвертых, традиции борьбы за раскрепощение человека.

В-пятых, левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.

В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии.

В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой.

В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно-этатистской, «подданническо-партисипаторной» к демократической, гражданской культуре.

Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.

Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах (до 70% избирателей) — позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.