Теории политического конфликта
Основоположниками теории политического конфликта считаются К. Маркс (1818-1883) и А. Токвиль (1805-1859, французский социолог, государственный деятель - министр иностранных дел Франции в 1848 г.). В основе их теории лежала идея неизбежности солидарности внутри социальных союзов и конфликтов между ними. По Марксу, эти группы были классами, по Токвилю - местными общностями и добровольными ассоциациями.
К. Маркс абсолютизировал роль политического конфликта, считая его стержнем всего политического процесса (революции, по Марксу, - “локомотивы истории”, “повивальная бабка”).
Токвиль был первым, кто выдвинул идею о том, что демократия включает баланс между силами конфликта и консенсуса. Он опасался исчезновения политических конфликтов из-за возникновения одного центра власти - государства, у которого не будет конкурирующих групп.
Методы для выхода из конфликта:
-
Метод “избегания” конфликта (уход с политической арены политического деятеля или угроза ухода; избегание встреч с представителями противоборствующей стороны и т.п.).
-
Метод откладывания конфликта, когда одна из противоборствующих сторон, признав своё бессилие, сдается на “милость победителя”. Однако, с помощью этого Метода конфликтная проблема, как правило, не решается, а лишь притупляется, ибо по мере накопления сил сдавшая свои позиции сторона сможет вновь пытаться вернуть утраченные позиции.
-
Метод примирения сторон через посредника, в роли которого могут выступать отдельные политические деятели или согласительные комиссии и даже страны в межгосударственных конфликтах.
-
Третейское разбирательство или арбитраж. Осознав необходимость преодолеть конфликт, стороны передают свой спор для разбирательства третьей стороне, всецело полагаясь на её решение, обязательное для противоборствующих сторон. Однако и этот метод имеет недостатки: арбитр навязывает решение сверху, которое может не устраивать одну или обе конфликтующие стороны.
-
Непосредственные переговоры. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Результатом переговоров является узаконение того нового порядка, который они установили. Переговоры позволяют прийти к согласию, консенсусу; они открывают путь к сотрудничеству ранее противоборствующих сторон.
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
- соглашение, основанное на взаимных уступках;
- истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
- обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Варианты решения конфликтов:
1) подавление соперника с позиции силы;
2) компромисс, когда обе стороны идут на согласованные уступки и ни одна из противоборствующих сторон не остаётся ни в выигрыше, ни в проигрыше;
3) взаимный выигрыш, когда устанавливается консенсус или интегрированное взаимодействие.
4) Оптимальный вариант, ибо стороны сохраняют взаимное доверие и убеждение в возможности достижения взаимоприемлемых решений.
Р. Даль считает, что в любом политическом конфликте могут возникнуть 3 альтернативы:
-тупик, принуждение, мирное урегулирование.
-
Тупик возникает, когда каждый участник политического конфликта блокирует действия другого, не в силах изменить его поведение. Результат тупика в политике - статус-кво.
-
Принуждение означает использование силовых структур, подавление другой стороны.
-
Мирное урегулирование связано с консультациями, переговорами, поиском взаимоприемлемых решений. Этот, последний вариант, оптимальный, наиболее предпочтительный.
Одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, к инакомыслию. Однако в основе этой терпимости лежит высокая политическая культура общества, как важнейший признак всякого гражданского общества. К сожалению, наша общественная психология отличается нетерпимостью.
Нетерпение приводит к тому, что люди, превратившись в послушную толпу, готовы пойти за любыми политическими авантюристами, лишь бы они обещали побольше.
Историческая практика показывает - без сильного центра стабильности в обществе достичь невозможно. Однако позиция центра остаётся крайне слабой, ибо ещё не сформировался тот социальный слой, интересы которого были бы оптимальными для всего общества. Нужны идеи, объединяющие и сплачивающие общество и, как минимум, не обостряющие и так крайне сложную обстановку.
- Политическая культура
- Элементы Политической культуры
- Проблема формирования политической культуры в России
- 32. Конфликты: типология и способы разрешения Истоки проблемы конфликта восходят к древним философам.
- Теории политического конфликта
- Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов
- 33. Политическая социализация личности
- 1.Сущность и факторы политической социализации.
- Социализация. Политическое развитие
- Политическая социализация. Процесс
- 34. Место и роль сми в политическом процессе
- Средства массовой информации (сми) и политика
- 35. Конституционные основы государственной власти в России
- Государственная власть
- Глава государства
- Законодательная власть Федеральное Собрание
- Порядок формирования Совета Федерации
- Порядок формирования Государственной Думы
- Вопросы законодательства
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Местное самоуправление