logo search
1

Права налоговых органов в сфере осуществления валютного контроля

Система валютного контроля факультативно обеспечивает реализацию и иных целей, например, контроль за легализацией преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, рэкета и других видов преступной деятельности, так как значительная часть доходов от преступной деятельности легализуется посредством обмена на твердую валюту и перевода за рубеж.

Цель валютного контроля обеспечение соблюдения требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами при совершении валютных операций. Сущность валютного контроля в значительной мере находит свое отражение в его направлениях. Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” к ним отнесены проверки:

1. Соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2. Выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

3. Обоснованности платежей в иностранной валюте;

4. Полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу валютного контроля сегодня, главным образом, составляют Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Указы Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин” и от 21 ноября 1995 г. № 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля”, другие акты.

Однако реализация механизма валютного контроля урегулирована в основном на межведомственном и ведомственном уровнях в виде инструкций, писем, указаний, телеграмм, приказов Банка России и ГТК РФ. С одной стороны, такой подход обеспечивает оперативность государственного воздействия на реализацию данных отношений. С другой стороны, низкая юридическая техника данных документов, отсутствие тщательной правовой экспертизы при их разработке, нерациональное совмещение регламентирующих и контрольных функций приводят к тому, что нет четкого определения прав и обязанностей участников данных отношений. Поэтому в ведомственных актах положения федеральных законов и указов Президента РФ трактуются ограничительно.7

Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется, а именно — наблюдение, проверка, обследование, анализ ревизия. Объектом валютного контроля являются урегулированные законодательством Российской Федерации сделки и иные действия, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а в ряде случаев и валюты Российской Федерации, перемещение через таможенную границу Российской Федерации (включая пересылку) валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.

Субъектная составляющая валютного контроля обладает рядом специфических черт. С одной стороны, валютный контроль осуществляется за проведением валютных операций, следовательно, любой участник данных операций попадает в сферу дополнительного контроля со стороны государства. Как отмечает Олейник О.М.: “участники валютных операций в силу самого характера совершаемых действий приобретают хотя бы на момент совершения операций несколько особый статус или правовое положение. Особенности этого положения состоят в основном в том, что и сами участники, и характер операции подвергаются дополнительному контролю со стороны органов государства”. Другой особенностью валютного контроля является то, что он осуществляется трёхзвенной системой субъектов: Правительством РФ, органами валютного контроля и их агентами.

До внесения изменений и дополнений в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 72-ФЗ, существовала двухзвенная система субъектов: органы и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля закон относил Правительство РФ и Банк России. С принятием в июле 1993 г. Таможенного кодекса РФ валютное законодательство было дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов. В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” было установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам выполняет функции органа валютного контроля в порядке, определяемом Правительством РФ.

Нормы валютного законодательства о наделении Правительства РФ статусом органа валютного контроля вступали в противоречие с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Правительстве РФ” в части закрепления его статуса, т.к. предполагали равный объем полномочий с другими органами в сфере валютного контроля. Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, который руководит работой всех федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу масштабности возложенных на него обязанностей, оно не может эффективно реализовывать отдельные функций органов валютного контроля (например, проводить проверки отдельных валютных операций, применять меры ответственности к их участникам). Поэтому Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ, закрепив трехзвенную систему субъектов валютного контроля, не только привел нормы валютного законодательства в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”, но и обеспечил оптимизацию контрольной деятельности государства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444, ВЭК России являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. Главной задачей ВЭК России было проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В период своего существования ВЭК России осуществлял только некоторые полномочия, органов валютного контроля. Так, ВЭК России не обладал правом издавать обязательные для исполнения нормативные акты, а также устанавливать правила учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции были сохранены за Правительством РФ.8

Вопрос №4