Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Предметом искусства является человек, его отношение с окружающим миром и другими индивидами.
Специфика искусства заключается в том, что:
оно является образным и наглядным;
для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
воображение и фантазия познающего субъекта.
В отличии от общественных и гуманитарных наук, искусство исследует человека в целом и является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, и с другой – в процессе создания нового духовного богатства.
Искусство как вид духовного производства
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой интеллектуально-чувственное отображение действительности в художественных образах. В широком смысле понятие “искусство” – есть выражение мастерства в любой области деятельности. Синонимом искусства является понятие “художественная культура”. Художник – это творец, отражающий жизнь через идеал, существующий в его сознании.
Искусство – один из видов духовного производства. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Сущность искусства, его происхождение и основные формы
Искусство зародилось около 40 тыс. лет назад как элемент религиозных ритуалов. Сначала это были различные имитационно-игровые формы поведения (имитация объектов и способов охоты, устные и демонстрационные обряды, обучающие молодёжь нормам и правилам жизни и т.п.), а также изображения, фиксировавшие значимые явления. Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных образах воспринимал мир первобытный человек. Это сцены охоты, ритуальные маски, первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы. На протяжении длительного этапа истории человечество художественное творчество “обслуживало” религиозные, образовательные и иные интересы, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к новому времени, т.е. в конце XVII века.
В основе художественного отображения действительности – не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нём содержалось обобщение, типизация, символизация, т.е. выражение общих черт подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится её элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусство является феноменом общественного сознания. Оно отражает в себе все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.
Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с тем, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца.
Искусство как эстетическая деятельность
Искусство – это отражение и выражение жизни через идеал, как образ жизненного совершенства и красоты. Наукой о сущности и формах творчества по законам красоты является эстетика (от греч. – чувственное восприятие). Основные эстетические категории – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое – раскрываются через произведения искусства. Искусство призвано удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Создание совершенного, удовлетворяющего эстетический вкус человека, в решающей мере зависит от творческих дарований создателя произведения искусства.
Виды искусства, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве, называются пространственными. Это архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
Временными искусствами называются виды, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве (литература, музыка, радиоискусство).
Виды искусств, где для воспроизведения художественных образов необходимо и пространство и время, называются пространственно-временными. Это театр, цирк, балет, пантомима, эстрада, кино, телеискусство.
За долгие века существования искусства менялись идеалы красоты и формы их воплощения в художественных произведениях. Своими характерными чертами и стилевым своеобразием отличалось древнеегипетское, месопотамское, древнеримское искусство и т.д. С XVII века в искусстве появляются относительно быстро сменяющие друг друга, параллельно сосуществующие стили и направления.
Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях.
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность предвосхищать будущее (фантастические и утопические произведения).
Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.
Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.
Гедонистическая функция заключается в способности искусства доставлять человеку радость эстетического наслаждения.
Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
- Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
- Человек, индивид, личность.
- Потребности и способности человека.
- Особенности межличностных отношений.
- Малая группа.
- Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
- Исторический процесс и его участники.
- Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- Цивилизация и формации.
- Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Целостность современного мира, его противоречия.
- Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
- Социальные группы и общности.
- Собственность, ее формы.
- Предпринимательская деятельность.
- Человеческая деятельность, её многообразие.
- Деятельность и общение.
- Социальный статус личности.
- Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- Трудовая деятельность человека.
- Свобода в деятельности человека.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- Особенности социального познания.
- Религия. Свобода совести. Атеизм.
- Основные ценности и нормы морали.
- Человек и культура.
- Духовный мир личности. Мировоззрение.
- Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- Духовное производство и духовное потребление.
- Познание. Истина и её критерии.
- Научное познание. Значение научной теории.
- Общество и научно-технический прогресс.
- Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- Образование и его роль в развитии общества.
- Государство и экономика.
- Рыночные отношения в современной экономике.
- Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности современной экономики.
- Россия на пути к рыночной экономике.
- Человек в системе рыночных отношений.
- Политическая система общества, её структура.
- Правовое государство.
- Права человека. Их закрепление в Конституции рф.
- Демократия. Демократическая политическая структура.
- Право, его роль в жизни общества.
- Юридическая ответственность, её виды.
- Законодательная, исполнительная, судебная власти в рф.
- Правовые основы брака и семьи.
- Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
- Правонарушение, виды правонарушений.
- Права ребёнка.
- Право на образование: содержание и гарантии.
- Права и обязанности гражданина рф.
- Федерация, ее субъекты.
- Государство, его признаки.
- Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
- Политический статус личности.
- Парламентаризм. Федеральное Собрание рф.