logo search
кудрявцев

Раздел второй особенная часть глава II преступления международного характера § 4. Пиратство

Борьба с пиратством регулируется Женевской конвенцией об открытом море 1958 г. и Международной морской конвенцией 1982 г. До их принятия пиратство уже считалось преступлением по международному обычному праву, но толковалось оно по-разному.

В соответствии с Конвенциями, пиратством признается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частного судна или летательного аппарата и направленный в открытом море или в другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства – против другого судна или летательного аппарата или против находящихся на их борту лиц и имущества.

Как видно, Конвенции дают достаточно широкое определение пиратства.

Раньше пиратство было связано лишь с морем. Пираты жили на берегах морей и океанов (вспомним их живописные поселения на Адриатике, в Средиземноморье или близ Китая, Индонезии, Филиппин, Японии). Женевская конвенция 1958г. признает пиратством и нападения, совершаемые с помощью летательных аппаратов.

Пиратство, т. е. морской разбой, дезорганизовывало торговлю между государствами, наносило ущерб владельцам перевозимых грузов, от рук пиратов погибло немало людей. В прежние времена пираты нередко действовали в сговоре с работорговцами. Ныне они вступают в контакты с торговцами оружием, чем способствуют разжиганию конфликтов и локальных войн. В качестве пиратов всегда выступали владельцы частных судов. Это — отличительный признак пиратства как преступления. В то же время надо иметь в виду, что пиратов нередко поддерживали правительства многих стран, например Англии, которая отнюдь не без их помощи завоевала славу "владычицы морей". Один из самых легендарных пиратов, капитан Дрейк, "дослужился" до высших знаков отличия английского королевства.

Истории известны случаи, когда военные суда различных государств занимались морским разбоем, например до и во время второй мировой войны суда немецкого и итальянского фашистских флотов. В 1937 г., как реакция на эти разбойные нападения, было подписано Лионское соглашение, установившее, что нападение на нейтральное судно должно рассматриваться как пиратство. Именно тогда государства договорились распространить принципы этого Соглашения на нападения, совершенные подводными судами и самолетами. Однако Соглашение не получило всеобщего одобрения, да и из текста его не очень ясно, какие именно суда (самолеты) должны признаваться пиратствующими.

Представляется, что действие военных судов, принадлежащих флотам государств, не следует приравнивать к пиратству. Такие действия могут оказаться, например, актом агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В подобных случаях государства должны нести политическую, материальную, дипломатическую ответственность, а конкретные виновники преступлений — уголовную. Следует иметь в виду, что пиратство — не обычное уголовное преступление, а преступление международного характера.

Женевская конвенция 1958 г. признает пиратством "любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа". Однако на практике и в литературе объективные характеристики преступления рассматриваются гораздо шире.

Способами совершения пиратства считают, помимо того, что указано в Женевском соглашении, потопление судна, обстрел, бомбардировку с воздуха, убийство членов экипажа или пассажиров подвергнувшегося нападению корабля. Пиратство — это и сам факт неправомерного задержания судна и находящихся на нем людей, главным образом с целью грабежа. Здесь возникает вопрос: достаточно ли точно в Конвенции, Соглашении и на практике трактуется пиратство, не имеем ли мы дело с расширительным толкованием этого преступления? Например, в случае, когда пиратством признается бомбардировка с воздуха.

Чего достигает (или хочет достичь) "пират", когда совершает налет на какой-либо объект с воздуха и уничтожает его? Сходство с классическим понятием пиратства лишь в том, что действие происходит в открытом море. Ну, а если на суше? На наш взгляд, такие действия пиратством не являются. Действия преступников, уничтожающих корабль и людей, на нем находящихся, путем налета с воздуха, следует квалифицировать как террористический акт.

По сложившейся практике ответственность за пиратство наступает по нормам национальных уголовных законов. Но не все страны ввели этот состав в свое законодательство. В таких случаях они могут преследовать пиратов по статьям, предусматривающим ответственность за разбой, бандитизм, убийство и т. д. Однако с позиций уголовного права гораздо точнее закрепить в законодательстве самостоятельный состав преступления пиратство.

В новом Уголовном кодексе (УК) РФ имеется статья о пиратстве (227). Однако ее диспозиция сформулирована несколько иначе, чем определение пиратства в Конвенциях. Так, она говорит о нападениях только на морское или речное судно, не упоминая о летательных аппаратах. Вместе с тем она не называет субъектов пиратства. Это дает основание полагать, что возможно нападение на корабль не только с моря, но и с суши, и с воздуха.

Субъектом пиратства должно быть частное лицо. Ответственность по законодательству любой страны несет в равной степени как гражданин этой страны, так и иностранец.