§ 3. Самоуправление в дореволюционной России
В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X - XI вв.) традиции решать на вече. Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в.
Важнейший этап реформирования местного самоуправления, по нашему мнению, связан с деятельностью Александра II. Это и крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861 г.), и земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г).Всего можно выделить волостное, земское и городское самоуправление.
В 1838 г. в условиях усиливающихся волнений крестьян Николай I предпринял реформирование органов самоуправления государственных крестьян.
В ходе крестьянской реформы 1861 г. волостное, сельское самоуправление было распространено также на помещичьих крестьян, выходящих из этой зависимости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Сельский сход и сельский староста составляли сельское самоуправление. Должности крестьянского самоуправления замещались в результате выборов на три года. Помимо выборов должностных лиц, сельский сход решал вопросы о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями по общественным делам в пределах компетенции сельского самоуправления, а также по административно-полицейским делам: охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль. В отсутствие сельского старосты решения сельского схода не имели законной силы. Контроль над органами крестьянского самоуправления осуществляли на основании Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия.
Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земское самоуправление вводилось лишь в 34 из 69 губерний (не было введено в Царстве Польском, Литве, Белоруссии, Сибири и Юго-Западном крае - Киевской, Подольской и Волынской губерниях). Данное Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К первым из них относились уездные и губернские земские собрания, ко вторым - уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз.
В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. к ведению земств относилось: устройство и содержание местных путей сообщения, земская почта, земские школы, больницы, приюты и богадельни; развитие местной торговли и промышленности, народное продовольственное дело; ветеринарная служба и агрономическая служба, взаимное страхование; постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.
В отличие от земского самоуправления реформа городского самоуправления началась позднее, со вступлением в силу Городового положения 1870 г. Отличительной особенностью городского самоуправления являлся его бессословный характер. Если при земских выборах предусматривался сословный ценз, то в городских выборах существовал имущественный ценз, поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно. Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений, лица, платившие городские сборы.
- Учебно-методический комплекс муниципальное право
- I. Рабочая программа
- 3.2.Распеределение часов по разделам и видам учебной работы
- 4.Содержание дисциплины
- Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и научная дисциплина
- Тема 2. Развитие муниципального права и местного самоуправления в зарубежных странах
- Тема 3. Муниципальное право и местное самоуправление в России
- Тема 4. Сущностная характеристика местного самоуправления
- Тема 5. Правовые, организационные и материально-финансовые основы местного самоуправления
- Тема 6. Система местного самоуправления
- Тема 7. Особенности местного самоуправления отдельных территорий
- Тема 8. Компетенция муниципальных образований
- Тема 9. Представительные органы муниципальных образований
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- Тема 11. Непосредственное самоуправление населения
- Тема 3. Муниципальное право и местное самоуправление в России
- Тема 4. Сущностная характеристика местного самоуправления
- Тема 5. Правовые, организационные и материально-финансовые основы местного самоуправления
- Тема 6. Система местного самоуправления
- Тема 7. Особенности местного самоуправления отдельных территорий
- Тема 8. Компетенция муниципальных образований
- Тема 9. Представительные органы муниципальных образований
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- Тема 11. Непосредственное самоуправление населения
- Тема 12. Территориальное общественное самоуправление населения
- Тема 13. Гарантии и ответственность местного самоуправления
- 6. Тематика курсовых работ и рефератов
- 77. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Литература
- 7.2. Информационное обеспечение
- Методические указания студентам
- 7.3.1. Общие требования
- 7.3.2. По самостоятельной работе
- 7.3.3. По курсовым работам
- Глава 1. Муниципальное право - отрасль права.
- § 4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты
- § 5. Место муниципального права в правовой системе рф
- Глава 2. История местного самоуправления
- § 3. Самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период.
- Глава 3. Сущность местного самоуправления
- § 1. Основные теории местного самоуправления
- Основы местного самоуправления
- Основные модели организации муниципальной власти
- Глава 12. Представительный орган муниципального образования
- § 3. Численность депутатов представительного органа
- Глава 14. Администрация муниципального образования
- Глава 6. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении
- § 3. Муниципальные выборы
- § 6. Сход граждан
- § 7. Правотворческая инициатива граждан
- § 8. Территориальное общественное самоуправление
- § 9. Публичные слушания
- Глава 5. Гарантии местного самоуправления
- 7.3.5. Методические рекомендации для преподавателя
- Результаты освоения Материала
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- К темам 1-4:
- К темам 5-8:
- К темам 9-13: