logo
УМК Муниципальное право-бакалавры 030900

Глава 3. Сущность местного самоуправления

Местное управление – осуществление государственной власти на местах посредством местных органов государственной власти, как выборных, так и невыборных. Местные органы власти включены в единую вертикаль государственных органов, не самостоятельны, призваны исполнять в первую очередь решения вышестоящих органов, а не вопросы местного значения. Решения местных органов власти могут быть отменены вышестоящими органами государственной власти, т. е. не носят самостоятельный характер. В то время как местное самоуправление отделено от государства, т. к. рассматривается как право и способность населения самостоятельно решать вопросы местного значения. Поэтому органы местного самоуправления не включены в систему государственных органов, их решения не могут быть отменены решениями вышестоящих органов государственной власти. Данные органы в первую очередь решают вопросы местного значения, причем органы государственной власти вопросы местного значения решать не вправе.

Конституция России устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

В части 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конституционное положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, дополнено также императивным указанием на то, что местное самоуправление и осуществляется на всей территории Российской Федерации. То есть осуществление местного самоуправления является не правом, а обязанностью соответствующих местных сообществ. Это вытекает и из характеристики местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление (решение Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 г).

Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление является одной из форм народовластия, является основой конституционного строя. В Российской Федерации народ осуществляет свою власть посредством органов публичной власти трех уровней - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. При этом местное самоуправление носит в меньшей степени политический характер, чем государственная власть, поскольку решает в большей степени хозяйственные вопросы.

Согласно ст. 139-ФЗ Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В 131-ФЗ местное самоуправление определяется через «самостоятельную и под свою ответственность активность». Самостоятельная активность - осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе. Ответственность следует понимать как позитивную. Деятельность под свою ответственность - это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признаваемая активность - осуществляемая людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства.

Согласно ст. 1 Европейской Хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Таким образом, на международном уровне местное самоуправление понимается как право населения, а на российском – как деятельность.