logo search
Черкасов

Внутренняя политика

Фундаментом, определяющим успех всей совокупности задач перспективного развития современного демократического государства, являются гарантированная государством неприкосновенность частной собственности и верховенство закона. Поэтому важнейшим приоритетом перспективного развития внутриполитических отношений Республики Беларусь должно явиться последовательное и настойчивое утверждение в повседневной жизни принципов правового государства, что означает: установление в стране верховенства закона.

Воля белорусского народа выражена и закреплена в Конституции Республики Беларусь. Конституция любого цивилизованного государства – это основной закон страны, ее сердце. Ритуал клятвы президента любого государства при вступлении в должность на верность конституции, несет в себе священный смысл: президент – гарант конституции, ангел– хранитель закрепленных в ней прав и свобод своего народа. Поэтому утверждение в стране «верховенства закона» тождественно утверждению в Республике Беларусь конституционной законности. Народ нашей страны должен жить, руководствуясь главным демократическим принципом: «Разрешено все, что не запрещено законом». Никакое правительственное или судебное решение не должно находиться в противоречии с конституцией.

Необходимо энергично работать в направлении избавления общества от множества предрассудков, мифов и устаревших догм, от жуткого наследия эпохи тоталитаризма, во имя превращения своей страны в правовое государство. Ведь оттого, что мы будем верить в то, что лежащий в гробу мертвый еще жив, он никогда не воскреснет. Смерть мечты о коммунистическом рае – это еще не смерть человечества. Мифы рождаются и умирают, но к счастью, человеческая цивилизация остается, живет, развивается Люди, избавленные от предрассудков и устаревших догм, живущие в обществе с гарантированной неприкосновенностью частной собственности, до слез любят свою родину, и она отвечает им взаимностью. Так, например, уровень заработной платы учителя в США 25 долл. в час. Неквалифицированный рабочий в Швейцарии зарабатывает 2500 долл. в месяц, квалифицированный – 3500 долл. Такая же зарплата – у только что окончившего университет инженера; учитель и врач-педиатр зарабатывают от 5 до 6 тысяч долларов каждый. Квалифицированный хирург получает от 5 до 50 тысяч долл. в месяц (последняя цифра возможна при наличии у хирурга частной практики):

Наиболее полно служение политики личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма (от лат. Humanus – человечный). Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Это универсальный, планетарный принцип.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности.

Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения ОМУ, в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия- манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана.

Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) – человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное значение.

В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе.

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

Мораль – особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов.

Мораль контролирует политику, как и другие сферы общественной жизни общества. Политика же не может контролировать мораль, которая стоит вне политики и над нею. Основные нравственные ценности абсолютны. Они выводятся не из экономических, политических или других ценностей, а из ценности самого человека. Если политика не соответствует высшим моральным нормам, что часто случается в эпохи безвременья, то начинают господствовать мораль классовая, революционная и т.д.

В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, перед всем человечеством, Богом.

Она внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен. Человек с разрушенной нравственной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превращается в асоциальное, опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их болезни, называемой совестью. Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества- необходимое условие демократизации политического строя.

В мире развивающихся коммуникаций архаическая культура представляет источник опасности, потому, что толкает ущемленные в правах малообразованные группы населения к упрощенному решению сложных задач.

Развитие демократической, ориентированной на творчество и предприимчивость культуры позволяет развязывать многочисленные внутренние конфликты общества более успешным способом.

В Республике Беларусь должна быть обеспечена незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства. Нельзя быть свободным, подавляя свободу ближних и дальних. Нет такой цели, во имя которой можно было бы пожертвовать правами и свободами личности, унизить достоинство другого человека. Ибо каждый человек есть искра божья. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание христианской морали. Основные нравственные ценности абсолютны. Мы должны любить и уважать не того человека, который будет (как учили вожди коммунистов), а того человека, который есть. Порядок в обществе начинается не с всевластия, и тем более не с дубины, а с умения учитывать и уважать право людей иметь свои собственные интересы. Это начало всех начал: и многопартийной системы, и эффективной экономики.