Национализм как идеология
Национализм вот уже двести лет служил и служит идейно-политическому обоснованию национального государства. Национализм и идеология теснейшим образом связаны друг с другом, дополняют и стимулируют друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно и выражали интересы поднимающегося третьего сословия или буржуазии. В ХХ веке оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «нацизм» и т.д., по сути дела, использовались в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил. В Советском Союзе идеология интернационализма была поставлена на службу защиты государственных интересов и, став фактически государственной идеологией, выполняла как это не парадоксально, роль и функции национал-социализма в гитлеровской Германии. Большинство авторов признают, что 19 век является периодом «сотворения национализма». Однако нет единого мнения, что понимать под национализмом. Еще английский исследователь прошлого века У.Бейджгот отмечал: «Мы знаем, что это (национализм) такое, когда нас об этом не спрашивают, но мы не можем без запинки объяснить или определить его». Чтобы понять, что из себя представляет понятие национализм, необходимо посмотреть на это явление с различных точек зрения и без предвзятости. Британская энциклопедия (том 16. Стр. 63-64) определяет это понятие следующим образом: «Национализм (в США и Великобритании означает – национальность; национальная принадлежность, гражданство, подданство». Другими словами, западная политическая мысль трактует это понятие подразумевая, что национальность указывает на принадлежность к гражданам той или иной страны, имея ввиду каждого гражданина страны. Его обязанность быть верным своему государству, а государство обязано защищать каждого гражданина. Если государство способно защитить своего гражданина, то безусловно, и сам гражданин чувствует уважение к своему государству. Феномен такого государства как США, показывает, что принадлежность к какой-либо национальности не есть еще условие сплоченности всего народа. Именно поэтому в конституции США записано о гражданстве США, а не национальности американца. Все граждане, независимо от национальности, имеют одинаковые права перед законом. Именно это и есть гарант стабильности американского общества, собравшего на своей земле представителей всего мира. Гордость за свою страну, способность защищать ее с оружием в руках закладываются с детства. Но и одновременно люди, приезжающие в США в зрелом возрасте и получающие американское гражданство, уравниваются в своих правах с коренными американцами, а следовательно, по человеческому долгу берут на себя обязательства коренных американцев. Гражданами Франции становятся, по решению соответствующих французских органов, и арабы, и негры, и китайцы. У западных демократий практически отсутствует очень резкое разделение по признаку национальности. Тем не менее, у людей, проживающих в этих странах не отнять чувства национальной гордости за страну своего проживания. В этих странах существует другая проблема, это проблема расовых отношений.
Расизм – реакционная идеология, психология, политика и практика, основанные на признании якобы естественной, природной, биологической предопределенности неравноценности человеческих рас и проводящие линию разделения на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные», обоснования правомерности господства первых над вторыми. Расизм был официальной теорией и идеологией гитлеровского фашизма, национал-социализма.
В Советском обществоведении длительное время доминировало представление о национализме со знаком «–», что это психология и идеология предпочтения одной нации другой, в основе которых лежит концепция национальной исключительности, несовместимости с идеями общественного прогресса, идеями гуманизма, свободы и братства всех народов. Утверждалось, что национализм – это буржуазная политика и идеология, разжигающая национальную вражду. Утверждалось, что необходимо различать национализм больших наций и национализм малых, ранее угнетенных. К последним, в определенных условиях, допускалась известная терпимость. В этом случае применялось иное определение: « национализм – это движение в порабощенных странах за национальную независимость. Очень опасен бывает национализм больших наций, особенно такое его проявление как шовинизм.
Шовинизм – это крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии, пренебрежении к нравам и национальным ценностям других народов, проповеди насилия и вражды в национальных отношениях. Шовинизм на практике часто сочетается с расизмом.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Международный гуманитарно-экономический институт
- Введение
- Список источников, использованных при подготовке содержательной части пособия
- Учебная программа
- Тема I. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема II. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема III. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема IV. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема V. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема VI. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема VII. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема VIII. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Актуальные проблемы формирования идеологии белорусской государственности Гуманизм – основа национальной идеи(Алпеев а.Н.)
- Генезис термина «идеология» и его специфика в различных социально-культурных традициях
- Современные идеологические концепции и доктрины Сущность и содержание идеологии либерализма
- Некоторые характерные черты идеологии социального либерализма (неолиберализма):
- Коммунистическая идеология, ее сущность, характерные черты и модификации
- Социально-политические и экономические концепции современной социал-демократии
- Национализм как идеология
- Объективные причины разработки идеологии белорусской государственности Внешние причины
- Внутренние причины
- Идеология белорусской государственности как форма общественно-политического сознания
- Проблемы собственности, справедливости и свободы в контексте определения приоритетов перспективного развития
- О собственности
- О справедливости
- О свободе
- Исторические основы белорусской государственности(Мазец в.Г.)
- Идеология и социальная мифология(Алпеева т.М.)
- Политическая культура и идеологические процессы.
- Культурная политика и гуманитарные технологии
- Идеология современного европейского государства(Черкасов и.А.)
- С точки зрения экономической
- Политика и экономика. Выбор приоритетов(Алпеев а.Н.)
- Белорусская экономическая модель – составной компонент идеологии государства
- Гуманистическая парадигма идеологии белорусской государственности(Черкасов и.А.)
- Внутренняя политика
- В области экономической политики
- В области социальной политики
- Планы семинарских занятий
- Семинар №2 Тема: Динамика идеологических процессов Время – 2 часа
- Рефераты
- Семинар №3 Тема: Государственные институты и идеологические процессы Время – 2 часа
- Рефераты
- Семинар №4 Тема: Государственная политика в идеологической сфере Время – 2 часа
- Рефераты
- Литература по курсу
- Нормативно-правовые источники
- Дополнительная литература
- Примерная тематика рефератов
- Вопросы к зачету содержание