Познание. Истина и её критерии.
Познание определяется как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире. Можно выделить следующие виды познания: обыденное, научное, социальное, философское, художественное. Все эти виды познавательной деятельности взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствует объект и субъект познания. Под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, либо общество в целом. Объектом познания является, какой – либо познавательный предмет, либо весь окружающий мир.
Существует две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным познанием, человек, получает информацию с помощью органов чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Чертой истины является наличие объективной и субъективной стороны.
Объективная сторона показывает нам истину в той её части, содержание которой от нас не зависит. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при её получении в процессе познания происходит взаимодействие субъекта и объекта познания.
Принято выделять абсолютную и относительную истины. Абсолютной истиной называют полное, установленное знание о предмете либо явлении. Относительная истина представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определённых условиях.
Критерием истины является практика (обыденная практика, наблюдение, эксперимент
и т.д.). Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально – логический, применяемый в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику.
Познание мира
Познание – процесс отражения мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и первых наук – математики, физики, биологии, социально-политических учений, начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теория познания или гносеология (от древнегреческого слова гносис – познание).
В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Люди многое познают в ходе своей обычной жизни и практической деятельности, но они создали и специальную форму познавательной деятельности – науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного истинного знания.
Таким образом, наука теория познания – это учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения.
Различные философские школы прошлого и настоящего на вопрос о познаваемости мира дают самые разнообразные ответы. Но основной водораздел в теории познания лежит между материализмом и идеализмом.
Материалисты считают, что мир познаваем: то, что мы познаем, является действительным отражением вещей.
С точки зрения же идеалистов мир есть не что иное, как комплекс наших ощущений или кажущееся отражение вещей.
Но есть такие школы в философии, которые отрицают познаваемость мира. Философское направление, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизмом.
Человек обладает различными познавательными способностями. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.
Итак, можно сделать вывод о том, что человек обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами познания.
При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии (науке о познании) возникли два основных направления - эмпиризм (чувственное познание) и рационализм (рациональное познание).
Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созерцания. Поэтому чувственное познание (эмпиризм) – самая простая и исходная форма познания.
Эмпиризм (от древнегр. эмпирия – опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.
Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.
Соприкасаясь с предметами и явлениями внешнего мира в ходе практики, человек через органы чувств получает о них первые впечатления. Поэтому органы чувств являются своего рода “воротами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание”. Говорят, что 80% знаний о мире человек получает при помощи зрения. Человек же, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было возможность воспринимать, а значит и познавать окружающий мир.
Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира и знание об отдельных свойствах предметов. Виды ощущений – осязательные, мышечно-суставные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые и т. д.
Ощущения человека отображают разнообразные объективные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир. Например, у людей от рождения слепых, глухих и немых сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.
Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.е. на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это - цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений.
Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предметов, которые не отражаются в ощущении - форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет, а воспринимаем море. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент.
Следующей более сложной формой чувственного познания является представление – воссоздание образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Другое дело – представление. Представления возникают и в ходе отсутствия непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств. Это объясняется тем, что со многими предметами окружающей природы мы в своей деятельности сталкиваемся довольно часто и так же часто можем их представить в своем сознании.
Рационализм (от лат. рацио – разум) - признает разум и логическое мышление основой познания.
Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с ощущением, восприятием и представлением, а с такими формами рационального познания как: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и научная теория.
Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними. Например, наше понятие “экономики” – это наука, изучающая общие закономерности и отношения, складывающиеся в процессе экономического развития общества, а также поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается относительно предмета и его признаков. Пример суждения: экономика – одновременно точная и гуманитарная наука.
Умозаключение – это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений (посылок). Пример умозаключения: по закону спроса (посылка) я могу продать больше карандашей, снизив на них цену (вывод). Из понятий, суждений и умозаключений рождаются гипотезы и научные теории.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio – разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
- Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
- Человек, индивид, личность.
- Потребности и способности человека.
- Особенности межличностных отношений.
- Малая группа.
- Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
- Исторический процесс и его участники.
- Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- Цивилизация и формации.
- Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Целостность современного мира, его противоречия.
- Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
- Социальные группы и общности.
- Собственность, ее формы.
- Предпринимательская деятельность.
- Человеческая деятельность, её многообразие.
- Деятельность и общение.
- Социальный статус личности.
- Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- Трудовая деятельность человека.
- Свобода в деятельности человека.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- Особенности социального познания.
- Религия. Свобода совести. Атеизм.
- Основные ценности и нормы морали.
- Человек и культура.
- Духовный мир личности. Мировоззрение.
- Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- Духовное производство и духовное потребление.
- Познание. Истина и её критерии.
- Научное познание. Значение научной теории.
- Общество и научно-технический прогресс.
- Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- Образование и его роль в развитии общества.
- Государство и экономика.
- Рыночные отношения в современной экономике.
- Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности современной экономики.
- Россия на пути к рыночной экономике.
- Человек в системе рыночных отношений.
- Политическая система общества, её структура.
- Правовое государство.
- Права человека. Их закрепление в Конституции рф.
- Демократия. Демократическая политическая структура.
- Право, его роль в жизни общества.
- Юридическая ответственность, её виды.
- Законодательная, исполнительная, судебная власти в рф.
- Правовые основы брака и семьи.
- Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
- Правонарушение, виды правонарушений.
- Права ребёнка.
- Право на образование: содержание и гарантии.
- Права и обязанности гражданина рф.
- Федерация, ее субъекты.
- Государство, его признаки.
- Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
- Политический статус личности.
- Парламентаризм. Федеральное Собрание рф.