logo search
Коммерческое право

31. Правовой режим предприятия: понятие, значение, место в системе объектов правоотношения, договоры купли-продажи и аренда предприятия, иные договоры по поводу предприятия

Предприятие как объект прав - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

Предприятие как предмет договора купли-продажи

Этот договор являетсяся разновидностью договора продажи недвижимости. По договору купли-продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей кот не мб переданы. ГК не определяет стороны, но, по общему правилу, ими являются предприниматели, поскольку предприятие как имущественный комплекс предназначено для ведения именно предпринимательской деятельности.

Существенные условия: предмет и цена. Они определяются на основе полной инвентаризации предприятия. При отсутствии в договоре условия о цене, он считается незаключённым - ст. 555 о продаже недвижимости. Цена определяется сторонами свободно на основе акта инвентаризации и аудиторского заключения о его составе и стоимости. Цена при продаже предприятия определяется взвешенно, поскольку оценивается именно бизнес, цена которого зависит от многих объективных факторов. Вместе с предприятием передаются права на земельный участок.

Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации, считается заключённым с этого момента. Необходимым приложением к договору являются: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень всех долгов (обязательств), с указанием кредиторов, характера и сроков этих требований.

Одна из сторон должна письменно уведомить кредиторов по обязательствам, которые включены в состав предприятия. Если этого не сделано покупатель и продавец несут солидарную ответственность. Вместе с предприятием может переходмть право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания. Не подлежат передаче права продавца, полученные им на основании лицензии.

Передача предприятия осуществляется по передаточному акту, со дня его подписания сторонами предпритие считается переданным (риск случ гибели/повреждения). Право собственности переходит с момента государственной регистрации этого права. Если предприятие передаётся с недостатками, мб уменьшена покупная цена, то же за долги если они передаются. Если недостатки делают предприятие непригодным для целей, названных в договоре, покупатель может требовать расторжения или изменения договора. Однако все эти гарантии защиты прав покупателя существенно ограничены установлением ст. 566 ГК, согласно которой правила о последствиях недействительности сделок и об изменении или о расторжении договора купли-продажи, предусматривающие возврат или взыскание в натуре полученного по договору с одной стороны или с обеих сторон, применяются к договору продажи предприятия, если такие последствия существенно не нарушают права и охраняемые законом интересы кредиторов продавца и покупателя, других лиц и не противоречат общественным интересам.

Аренда предприятия

По договору аренды предприятия арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящее в состав предприятия основные средства. Договором определяются порядок, условия и пределы, в которых передаётся имущество.

Арендодатель обязан уступить арендатору права требования и перевести на него долги (до передачи предпр-я обязан писменно уведомить всех кредиторов по обязательствам, включённым в состав предприятия). Передаче не подлежат права арендодателя, полученные на основании лицензии. Размер арендной платы является существенным условием договора. Договор заключается в простой письменной форме путем составления единого докумета. Подлежит государственной регистрации. Несоблюдение формы договоры аренду предприятия влечет его недействительность. Передача осуществляется по передаточному акту. На арендаторе лежит обязанность поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, осуществлять текущий и капитальный ремонт. Поскольку цель аренды предприятия – его использования в предпринимтаельской деятельности, закон устанавливает достаточно широкий перечень прав по использования переданного имущества – арендатор вправе продавать, предоставлять во временное пользование либо взаймы материальные ценности, при соблюдении только одного требования – не допускать уменьшения стоимости предприятия.

Залог предприятия

При ипотеке предприятия как имущественного комплекса (далее - предприятие) право залога распространяется на все входящее в его состав имущество

Передача предприятия в ипотеку допускается при наличии согласия собственника имущества, относящегося к предприятию, или уполномоченного им органа. Договор об ипотеке предприятия, заключенный с нарушением этого требования, ничтожен.

Если предметом ипотеки является предприятие и иное не предусмотрено договором, в состав заложенного имущества входят относящиеся к данному предприятию материальные и нематериальные активы, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция, права требования, исключительные права.

Состав передаваемого в ипотеку относящегося к предприятию имущества и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации данного имущества. Акт инвентаризации, бухгалтерский баланс и заключение независимого аудитора о составе и стоимости имущества, относящегося к предприятию, являются обязательными приложениями к договору об ипотеке.

В случаях, если проведение оценки является обязательным в силу закона, отчет об оценке имущества, относящегося к предприятию, также является обязательным приложением к договору.

Ипотекой предприятия может быть обеспечено обязательство, сумма которого составляет не менее половины стоимости имущества, относящегося к предприятию.

Ипотекой предприятия обеспечивается денежное обязательство, подлежащее исполнению не ранее чем через год после заключения договора об ипотеке. В случае, когда договором предусмотрено, что ипотекой предприятия обеспечивается обязательство с менее продолжительным сроком исполнения, право на обращение взыскания на предмет ипотеки по неисполненному или ненадлежащим образом исполненному обязательству возникает у залогодержателя по истечении года с момента заключения договора об ипотеке.

Залогодатель вправе продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять в заем имущество, относящееся к предприятию, переданному в ипотеку, и иным образом распоряжаться указанным имуществом, а также вносить изменения в состав данного имущества, если это не влечет уменьшения указанной в договоре об ипотеке общей стоимости имущества, относящегося к предприятию, а также не нарушает других условий договора об ипотеке.

Без разрешения залогодержателя залогодатель не вправе передавать имущество, относящееся к предприятию, в залог, совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества, относящегося к предприятию, если иное не установлено договором об ипотеке.

В случае непринятия залогодателем предприятия мер по обеспечению сохранности заложенного имущества, неэффективного использования этого имущества, что может привести к уменьшению стоимости предприятия, залогодержатель вправе обратиться в суд с требованием о досрочном выполнении обеспеченного ипотекой обязательства или введении ипотечного контроля за деятельностью залогодателя.

Решением суда залогодержатель в порядке ипотечного контроля может быть уполномочен:

требовать от залогодателя регулярно представлять бухгалтерские и иные отчетные документы, предварительно согласовывать вопросы, связанные с заключением сделок с относящимся к предприятию имуществом;

обращаться к собственнику имущества, относящегося к предприятию, или уполномоченному им органу с требованием о расторжении контракта с руководителем предприятия;

предъявлять в суд иски о признании сделок, заключенных залогодателем, недействительными;

осуществлять иные права, предусмотренные ипотечным контролем за деятельностью залогодателя.

В случае неисполнения залогодателем обязательства, обеспеченного ипотекой предприятия, взыскание на заложенное имущество может быть обращено только по решению суда.

К покупателю, который приобрел на публичных торгах предприятие, переходят относящиеся к последнему права и обязанности собственника предприятия с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное имущество.

32. Уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческой организации: понятие, значение, порядок формирования, правовой режим, соотношение уставного капитала и чистых активов организации, изменение размера уставого капитала организации

Создание коммерческой организации предполагает обособление части имущества учредителя в виде вклада в уставный капитал коммерческой организации и подчинение его специальному правовому режиму.

Обособление учредителем части своего имущества в целях его эксплуатации и извлечения прибыли означает персонификацию этого имущества в новом субъекте права, закрепленность его за создаваемой организацией.

Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала (фонда) коммерческой организации. Все имущество организации учитывается на самостоятельном балансе – это внешнее проявление такой характеристики коммерческой организации как имущественная обособленность.

Уставный (складочный) капитал (фонд), которым обладают все коммерческие организации, представляет собой сумму вклада (вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Величины минимальных уставных (складочных) капиталов определяются специальными законами о той или иной организационно-правовой форме:

ФЗ «Об АО»: минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

ФЗ «Об ООО»: уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

В отношении ряда коммерческих органзаций, например, коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший размер уставного капитала, а также другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.

Изменение уставного капитала организации (на примере ООО и АО)

ООО: Если в конце финансового года величина чистых активов стала меньше минимального размера уставного капитала – ликвидация ООО.

Увеличение уставного капитала возможно:

- за счет дополнительных вкладов всех участников;

- за счет дополнительных вкладов одного или нескольких участников;

- за счет вкладов 3х лиц (должно быть прямо предусмотрено Уставом).

АО: если в конце финансового года величина чистых активов стала меньше, то необходимо уведомить кредиторов об уменьшении уставного капитал, который может быть как уменьшен, так и увеличен.

Увеличение уставного капитала:

- путем увеличения номинальной стоимости акций;

- выпуском дополнительных акций, которые распространяются между акционерами и 3ми лицами: в Уставе АО может быть предусмотрено преимущественное право акционеров на покупку дополнительных акций.

Уставный капитал может быть уменьшен, но не менее предусмотренного размера, двумя способами:

- путем сокращения общего количества уже выпущенных акций → акции выкупаются самим АО и уничтожаются;

- путем уменьшения номинальной стоимости акций, о чем АО обязано уведомить кредиторов; кредиторы могут потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств, а также возмещения убытков.

33. Правовые средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности, выпускаемых ими товаров, производимых работ, оказываемых услуг; иные объекты исключительных прав субъектов предпринимательской деятельности, формы их использования

ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»

Сегодня правовой охране по законодательству РФ подлежат: товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения, а также фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном законом, или в силу международных договоров Российской Федерации.

Право на товарный знак охраняется законом.

Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак.

Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами.

Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

  1. являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

  2. противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. По заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.

Товарный знак или обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.

Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, если этот товарный знак не используется до подачи такого заявления.

Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака).

Право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Правовая охрана товарного знака прекращается:

ПРАВОВАЯ ОХРАНА НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

Ст. 30 - наименование места происхождения товаров - обозначение, представляет собой, либо содержащее современное или историческое наименование географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. Специфические признаки наименования места происхожде5ния товара

1. Обозначение должно содержать указание, что товар происходит из конкретного географического объекта (например, Нарзан, Вологодские кружева). Нет такой категории как новизна и приоритет.

2. Связь обозначения товара с его особыми свойствами - эти особые свойства должны носить стабильный, устойчивый и известный характер и существование этих особых свойств обусловлено или особыми природными условиями и /или людскими факторами, то есть профессиональным опытом и традициями

Правовая охрана фирменных наименований

- наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота. Основное назначение фирменного наименования (ФН) - индивидуализация участников гражданского оборота.

Законодательство предъявляет ряд требований к фирменным Наименованиям:

- принцип истинности фирмы - фирменное наименование должно правдиво отражать правовое положение участника оборота и не должно вводить других субъектов в заблуждение. Положение о фирме 1927г. - прямо указано, что фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип. Запрещается включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение

- принцип исключительности фирмы ФН дб новым и отличным от уже используемых фирменных наименований. Как следствие не допускается использование тождественных фирменных наименований разными лицами с одной стороны, и напротив - разрешается выступать в гражданском обороте хотя бы под сходными но не полностью совпадающими фирмами - с другой. Если ЮЛ имеют разную организационно-правовую форму такие фирменные наименования не являются противоречащими. - ИП ВАС 29 мая 1992 Даже при таком уточнении возникает большая роблема - перечень организационно-правовых форм исчерпаем. Нельзя ограничиваться сравнением наименованием, а необхдимо учитывать сферы действия соответствующих предпринимателей. Реальная опасность смешения опасность предпринимателей, действующих в одной и той же сфере деятельности (ФАС Сев-Западного округа). Обладателем ФН - коммерческая организация, у которой правоспособность общая - окончательный конфликт интересов не снимается.

- принцип постоянства фирмы - необходимо сохранение неизменности фирменного наименования в течение всего времени, пока пользующийся им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Этот принцип не означает запрета для предпринимтаеля изменить фирменное наименование. Принцип постоянства не должен входить в противоречие с принципом истинности. Структура фирменного наименования - основная (корпус - указание на организационно-правовую форму, тип и в необходимых случаях - предмет деятельности) и вспомогательная (добавление). Добавления мб обязательные и факультативные. Обязательные - специальные название/добавление, иные - факультативные. Существуют законодательные требования - принцип истинности - и применительно к корпусу фирмы и применительно к добавлениям соответствующие указание не должны вводить в заблуждение других участников оборота. Ибрание фирменного наименования - закон устанавливает определенные запреты и ограничения - ни одно ЮЛ, за исключением получившего от ЦБ РФ не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация". Постановление Правительства 1996 - использование слов Россия, РФ или федеральный.

ФН - индивидуализация предпринимателя - субъектом мб только коммерческое ЮЛ. Несмотря не некие установления законодательства - ст. 23 ГК. У ИП - ФН не может быть

Содержание права на фирменное наименование - гарантированная возможность соответствующего субъекта коммерческого ЮЛ выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием. Конкретные формы реализации достаточно многообразны - п. 8 Положения о фирме. Право на фирменное наименование носит исключительный характер -п. 4 ст. 54 - субъект обладает монополией на реализацию тех правовых возможностей, которые заложены в данном субъективном праве и как следствие никто другой не вправе осуществлять те действия, которые являются его прерогативой. При этом для того чтобы пресечь возможные нарушения, реализовать монопольное право на использование ФН - нужно доказать, что право на фирму приобретено ранее того лица, у которого это право оспаривается и то, что использование фирмы другим лицом нарушает его законный интерес - наносит вред репутации, вводит в заблуждение потребителей и т. п. Право на ФН - экстерриториальность - охраняется во всех странах-участницах Парижской Конвенции. Право на фирменное наименование - абсолютное право, действует в отношении всех третьих лиц у которых существует пассивная возможность воздерживаться от полномочий, предоставленных обладателю фирменного наименования.

Право ФН - бессрочное и существует пока объективно отражает организационно-правовую форму. Охраняется во всех странах-участницах парижской конвенции.

Коммерческие обозначения

Правовой режим использования коммерческого обозначения как объекта интеллектуальной собственности в законодательстве прямо не определен. Под коммерческим обозначением понимается применяемое, но не зарегистрированное и общеизвестное в России наименование. Права обладателя коммерческого обозначения могут быть защищены и без процедуры регистрации, поэтому использование коммерческого обозначения предполагает как минимум его общеизвестность