logo search
теория гос упр

43. Правовой мониторинг

Правовой мониторинг - юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности,  качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического действия, реализации.

 К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

 Конечной целью правового мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов – нормативных правовых актов, - отражающего общественные потребности на следующих стадиях:

-         правотворческой деятельности по законодательному обеспечению государственной политики;

-         подзаконного правотворчества;

-         правоприменительной деятельности;

-         осуществления правосудия. 

       

 

В качестве объектов правового мониторинга могут выступать: нормативный правовой акт или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений; а также отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов.

 

Методология правового мониторинга представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффкетивную организацию деятельность субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, по оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов и правоприменительной практики.

Важнейшими методами правового мониторинга являются наблюдение, анализ, синтез и оценка полученных сведений.

 Этапы проведения правового мониторинга:

определение и конкретизация цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его проведения.

Определение объекта мониторинга с учетом конкретизации его цели.

На этой стадии необходимо собрать весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового мониторинга, включая подзаконные и ведомственные акты, а также региональные нормативные правовые акты. Здесь важное значение имеет информация о правоприменительной практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания;

определение круга субъектов мониторинга, их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга должностных лиц, ответственных за его проведение;

разработка программы и плана проведения мониторинга;

непосредственные мониторинговые наблюдения, их анализ и оценка;

итог мониторинга включает в себя подготовку документа (правового заключения) по результатам его проведения.

 Два основных критерия правового мониторинга – обеспечение удовлетворения с помощью права общественных потребностей, социальных интересов, прав и законных интересов граждан и обеспечение собственно юридического качества действия правовых принципов и норм. Критерии измеряются с помощью показателей, разные значения которых дают картину реальной правовой жизни.

 В роли субъектов правового мониторинга могут выступать конституционные субъекты:

- Президент РФ;

- Правительство РФ и органы исполнительной власти РФ;

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Счетная палата РФ;

- Органы судебной власти РФ;

- Органы Прокуратуры РФ;

- Органы государственной власти субъектов РФ;

- Органы местного самоуправления;

- Управомоченный по правам человека в РФ и институционные субъекты:

- институты гражданского общества;

- экспертные советы при высших органах государственной власти;

- научные организации и объединения;

- корпоративные объединения;

- правозащитные и экологические организации;

- политические партии.