Вопрос 25. Понятие молодежного парламентаризма
Молодежный парламентаризм получил активное развитие в середине 90-х годов XX века. Идея создания Молодежных Парламентов разрабатывалась еще в СССР. Начиная с 1995 года, молодежное парламентское движение выходит на новый уровень в период перестройки — создаются Молодежные Парламенты в различных субъектах Российской Федерации. Всеобщая демократизация, декларированный переход к гражданскому обществу и правовому государству позволили развернуться данному процессу на новом качественном уровне. В 1991 году был принят закон об общественных объединениях и организациях, поэтому деятельность молодежи приобрела не разрешительный характер, а была закреплена в ее правах. Статья 30 Конституции РФ закрепила право на объединение молодежи, тем самым обеспечивая важное условие осуществления политической свободы и стимулируя развитие демократических начал в обществе. Со временем нормативно-правовая база, регламентирующая общественно-политическую деятельность молодежи, значительно расширилась. Данный фактор способствовал активному становлению общественного молодежного движения в России.
Молодежный парламентаризм — это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании социальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи — Молодежного Парламента при органах государственной власти или в установленном ими порядке, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.
Появление молодежного парламентаризма имеет свои социально-исторические корни. Молодежный парламентаризм возник в связи с тем, что следовало заполнить ту нишу в социальном управлении, которую ранее занимали комсомольские структуры. В СССР существовала своеобразная «молодежная республика» с «главой государства — Первым секретарем ЦК ВЛКСМ и «однопалатным парламентом» — ЦК ВЛКСМ, избираемом на съезде ВЛКСМ, его «советом», или «президиумом» в лице Бюро ЦК ВЛКСМ. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ, по сути, был помощником главы советского государства по вопросам молодежной политики. «Малые молодежные республики» существовали тогда в краях, областях, городах и т.д. Естественно, что там не все было благополучно: регламентация, чрезмерная политизация, бюрократизация, отсюда и последовало прекращение деятельности ВЛКСМ.
Молодежный парламентаризм сегодня — это оптимальная форма взаимодействия государства и общества, отражающая интересы молодых людей и формирующая доверие молодежи к органам власти; это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социально-демографической группы.
Цель развития молодежного парламентаризма — привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политике путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего, в Молодежных Парламентах.
Задачи развития молодежного парламентаризма:
Сформировать действенный механизм представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;
Обеспечить эффективное сотрудничество представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления;
Создать систему молодежных парламентов и других представительных общественных молодежных институтов в РФ, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений;
Создать условия для консолидации молодежи (на уровне РФ и субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики;
Создать условия для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечивая их дальнейшее становление и рост;
Создать систему подготовки кадров Молодежных Парламентов и иных общественных консультативно-совещательных структур, направленную на формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления субъектов РФ.
Молодежный парламентаризм выполняет следующую миссию: способствовать построению гражданского общества через распространение культуры парламентаризма, развитие коммуникативных и организаторских навыков участников молодежного движения.
Основными принципами развития молодежного парламентаризма должны стать:
Приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;
Доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;
Легитимность создания, функционирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов и/или конкурсов;
Использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;
Свободный выбор форм молодежного парламентаризма в каждом регионе и муниципальном образовании, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи соответствующей территории;
Рациональное сочетание представительской и просветительской функций молодежного парламентаризма;
Участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;
Оптимальное количественное и качественное соотношение молодежных парламентов (дум, советов, палат, правительств, ассамблей) в каждом регионе;
Формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет);
Социальная эффективность и ответственность.
Сочетание данных принципов позволит создать условия, при которых молодежные парламентские структуры будут представлять интересы не только отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений, но и иных заинтересованных организаций, и интересы молодежи региона в целом.10 Среди тенденций развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие:
Понимание необходимости создания и функционирования Молодежных Парламентов;
Увеличение количества Молодежных Парламентов в РФ;
Улучшение отношений консультативно-совещательных органов молодежи с органами государственной власти и местного самоуправления;
Рост профессионализма молодежи в деятельности выбранных ими органов;
Четкое структурирование деятельности Молодежных Парламентов;
Анализ всех проблем молодежи на уровнях от республик до районов, сел и школ, решение проблем молодежи на местах.
К ожидаемым результатам развития молодежного парламентаризма можно отнести следующие направления деятельности:
Привлечение молодежи и ее объединений к разумному участию в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, выполнению планов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
Повышение действенности системы участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;
Формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления;
Выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни;
Привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации государственной и муниципальной политики;
Создание правовых и иных условий для сотрудничества органов государственной власти, молодежных общественных объединений и представителей активной молодежи в реализации молодежной политики на всех уровнях;
Стимулирование процесса развития молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации.11
Молодежный парламентаризм успешно развивается в субъектах РФ, постепенно получая поддержку на уровне государства и общества в целом, становится состоявшимся фактом и имеет перспективы развития. Ведущие места по развитию молодежного парламентаризма в России занимают Рязанская, Новосибирская и Калининградская области.
Положительный результат развития молодежного парламентаризма появится далеко не сразу, но будет осуществляться значительно быстрее, если новый характер взаимодействия государства и молодежи укоренится и наберет силу.
^ Молодежный Парламент — это консультативно-совещательный орган по вопросам государственной молодежной политики; это трибуна, с которой молодые граждане могут заявить о своих интересах и правах; это реальная и эффективная форма привлечения молодежи к принятию управленческих решений своих проблем; это кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, это представители наиболее активной части молодежи, проживающей на определенной территории.
В России формирование такого общественного института, как Молодежные Парламенты, началось с середины 90–х гг., причем инициатива их возникновения и развития принадлежит общественным объединениям, что подтверждает теорию самоорганизующегося начала молодежных парламентских структур.
По определению, Молодежный Парламент — это неполитическое, добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе молодых людей, объединяющее представителей различных категорий молодежи и действующее с соблюдением принципов выборности и легитимности.
Молодежные Парламенты были созданы
- при федеральных органах государственной власти (при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации);
- при Правительстве Российской Федерации (при Министерстве образования Российской Федерации);
- при органах государственной власти субъекта Российской Федерации (при законодательном органе: Думе, Совете, Собрании);
- главе субъекта Российской Федерации, Правительстве (Администрации), Органе по делам молодежи);
- при Органах местного самоуправления.
Данный статус Молодежных Парламентов упрощает процесс принятия и реализации его решений через орган власти, при котором он существует. В то же время, для реализации решений необходимо прикладывать максимум усилий:добиваться принятия решений (постановлений, распоряжений, приказов) соответствующего органа власти;организовывать легитимную систему выборов представительной молодежи и общественных объединений в Молодежный Парламент;обеспечить необходимыми ресурсами его текущую деятельность.
В настоящее время Молодежные Парламенты существуют в большинстве субъектов Российской Федерации. Идея создания Молодежных Парламентов может стать реальным решением молодежных проблем.
Новая форма самоорганизации молодежи — Молодежный Парламент — является одной из наиболее перспективных для проявления и самореализации молодежного потенциала. Это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития.
Учитывая широкие возможности Молодежных Парламентов как самоорганизующихся систем и их поддержку со стороны представительных и исполнительных органов власти, можно прогнозировать высокий коэффициент эффективности создания сети подобных структур при органах исполнительной и законодательной власти различных уровней, так как представленные в настоящий момент в Российской Федерации формы молодежных самоорганизующихся систем отвечают всем требованиям и признакам гражданского общества, заполняют освободившуюся после распада ВЛКСМ и пионерии нишу по самоорганизации молодежи и являются действенным институтом самоуправления. Их дальнейшее развитие послужит укреплению демократии в стране и росту социальной активности молодежи.
Социальный эффект от создания подобных структур заключается в формировании гражданской солидарности, ценности патриотизма, чувства ответственности за результат политического решения, признания своей значимости.
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- III. Развитие человеческого потенциала
- 9. Молодежная политика
- 4 Вопрос
- 5 Вопрос
- 6 Вопрос
- 7 Вопрос
- 8 Вопрос
- 9 Вопрос
- 10 Вопрос
- 11. Политические права детей и молодежи
- 12. Правовые основы общественных объединений и участия в них молодежи в качестве учредителей, работников и членов. Правовые основы деятельности политических партия в России и участия в них молодежи.
- 13. Правовые основы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений. Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки.
- 14. Государственная поддержка молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
- 16. Право молодежи собираться мирно.
- 17. Социальное, экономическое и культурное права и свободы в рф молодежи. Право частной собственности ребенка.
- 18. Право на жилище, охрану здоровья, соц обеспечение, на труд образование.
- 19. Способы защиты прав и свобод молодежи.
- 20. Конституционные права и обязанности молодежи.
- Вопрос 21
- Глава 12. Права и обязанности родителей
- Вопрос 22 ?????
- Вопрос 23. Комитет и комиссии государственной думы федерального собрания по вопросам молодежи,совета федерации.Парламетское слушание
- Глава 4. Комитеты Совета Федерации
- Вопрос 24. Роль региональной законодательной власти в формировании молодежной политики.Роль муниципальных представительных органов
- Вопрос 25. Понятие молодежного парламентаризма
- 44 Вопрос