logo
вопросы Розеватов

3 Вопрос

Конституция РФ содержит нормы-принципы, которые служат основой для разработки и реализации ГМП в нашей стране. ГМП должна рассматриваться как объект конституционно-правового регулирования, поскольку: 1) статья 7 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что Россия есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а молодежная политика, как известно, рассматривается как неотъемлемая часть такой политики; 2) как показывает практика, зафиксированные в первом разделе Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами, в том числе с молодежью, и должны находить отражение в законах и иных нормативных правовых актах; 3) отношения в сфере молодежной политики как предмет конституционного регулирования могут представлять интерес с точки зрения разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в вопросах формирования и реализации целостной государственной политики; 4) в осуществлении ГМП в определенной мере участвуют все органы государственной власти, предусмотренные Конституцией РФ; 5) становление местного самоуправления как конституционно-правового института требует участия его органов в разработке и реализации ГМП, так как именно на уровне муниципального образования решается большинство социальных проблем молодых людей. Кроме того, нормы, касающиеся ГМП, предусмотрены статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., от 19 июня 2004 г.), которая относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере то, что оно содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

После конституционного закрепления ГМП должен быть базовый Федеральный закон, устанавливающий общие принципы государственной молодежной политики и являющийся правовой основой для ее формирования и реализации в Российской Федерации. Необходимо, чтобы ГМП в нем определялась как важное направление политики государства в области социально-экономического, культурного и национального развития России.

В советский период был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который вступил в силу с 1 июля 1991 года. Данный закон был призван обеспечить реализацию государственной молодежной политики Союза ССР и входящих в него республик, укрепить юридические гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан, а также прав молодежных организаций. Он учитывал соответствующую законодательную практику зарубежных государств, рекомендации ООН, других международных неправительственных и межправительственных организаций. Однако указанный закон фактически утратил юридическую силу, но задал направление для становления и развития законодательств о ГМП в союзных республиках, в том числе и в РСФСР. Следует заметить тот факт, что раздел «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ 1993 года устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в действие настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей ей. К таким актам фактически относится и Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», но рядом российских юристов и чиновников это по разным причинам оспаривается.

Большое значение для развития правовых основ ГМП имеет ряд действующих в России кодексов. Гражданский кодекс РФ определяет такие важные понятия как правоспособность, дееспособность и эмансипация. В Семейном кодексе РФ перечислены многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности правового регулирования труда молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное положение об обязательности включения в коллективный договор вопросов улучшения условий и охраны труда молодежи.

Существует ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов ГМП. При этом особое место занимает Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Он определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. К сожалению, указанный закон значительно изменился не в лучшую сторону после внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Определенные правовые нормы, на которые следует опираться при осуществлении ГМП, содержатся в Федеральных законах: «О занятости населения в Российской Федерации»; «Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; «Об общественных объединениях»; «О воинской обязанности и военной службе»; «Об альтернативной гражданской службе», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Данные законы затрагивают вопросы правового положения молодежи и ее отдельных групп, достаточно важные для организации работы по решению стоящих перед ней проблем. В частности, статьей 17 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определена компетенция органов по делам молодежи и сфера деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними. Статья 15 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет формы участия федерального органа исполнительной власти по делам молодежи и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по делам молодежи в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и молодежью.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 года.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

Основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

Стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

Формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

Цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

Цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

Параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4