1.1. Идеальный тип рациональной бюрократии и общая концепция бюрократии м.Вебера
М. Вебер видел в процессе повсеместной, всеохватывающей рационализации судьбу не только европейской, но и мировой цивилизации. Продолжая логику своей концепции типов господства, в которой легальный тип господства основан исключительно на формальной рациональности, Вебер обратился к изучению общих принципов управления организациями.
Итогом его анализа стала теория рациональной бюрократии, которую можно назвать первым удачным опытом социологического анализа и обобщения управленческой теории и практики.
«Бюрократия»в прямом переводе с французского – власть стола (рабочего места чиновника). Наблюдая механизмы управления крупного промышленного производства, М. Вебер сосредоточился на исследовании «рационально-легальных», т. е. формально установленных характеристик процессов деятельности и выработке универсальных принципов управления.
«Идеальный тип» рациональной бюрократии, по Веберу, выглядит следующим образом.
Аппарат (штаб) управления состоит из отдельных чиновников, которые:
• лично свободны и подчиняются только служебному долгу;
• имеют устойчивую служебную иерархию (каждый подчиняется вышестоящему и несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных);
• имеют твердо определенную компетенцию, которая регламентируется системой предписаний;
• работают в силу контракта, следовательно, принципиально на основе свободного выбора;
• вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом);
• рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
• предвидят свою карьеру: повышение происходит или в соответствии со старшинством по службе или в соответствии со способностями, независимо от суждения начальника;
• работают в полном отрыве от средств управления без присвоения служебных мест;
• подчиняются единой строгой служебной дисциплине и контролю;
• лояльны к своей организации.
Главное в этой схеме– идея достижения максимального упорядочивающего эффекта за счет предельной формализации и нормативного закрепления структуры и функций чиновников, а также четкой специализации персонала. Переход к специализированному труду делает его более продуктивным.
Идеальный бюрократ на своем рабочем месте – не человек, а скорее носитель определенных должностных обязанностей. Четкая регламентация делает поведение работников и всей организации предсказуемым.
М. Вебер утверждал, опираясь на свой основной сравнительно-исторический метод познания, что «полностью развитый бюрократический механизм выглядит в сравнении с иными (небюрократическими) организациями точно так же, как машинная индустрия в сравнении с немеханическими видами производства».
В то же время, предчувствуя последствия упрощенного, некритического использования своей модели в практике управления, он специально предостерегал от «укладывания» реальной действительности в «прокрустово ложе» этого понятия.
Однако если учесть, что фундаментальная работа Вебера «Хозяйство и общество», в которой наиболее последовательно была представлена его теория формальной рациональности в применении к экономике, вышла в 1921 г.(через год после смерти автора), повлиять на реальное развитие последующих событий он уже не мог.
Рационализм веберовской теории полностью соответствовал по духу господствовавшей в общественном сознании того времени концепции рационального «экономического человека». Эта концепция вытекает из уровня экономического и социального развития общества конца XIX – начала ХХ в. и характеризует роль и место человека-работника в крупном промышленном производстве как придатка машин и механизмов.
- 1.1. Идеальный тип рациональной бюрократии и общая концепция бюрократии м.Вебера
- 1.1. Идеальный тип рациональной бюрократии и общая концепция бюрократии м.Вебера
- 1.2. Анализ возможностей ограничения власти бюрократии и социальные последствия господства чиновников
- 1.3. Модели взаимоотношений политиков и чиновников
- 2.1. Концепция политико-административного управления.
- 2.1. Предпосылки разделения должностей на политические и административные
- 2.2. Муниципальная служба в системе властных отношений
- 3. Типы господства в политической социологии м.Вебера
- 3.1. Проблемы власти бюрократии в социальной теории 19 века. А.Токвиль, Дж. Ст. Милль, к. Маркс.
- 3.2. Теории нового класса о власти бюрократии л. Троицкий, Дж. Бернхэм, м.Джилас