logo search
уч / sam_rab_PIS_bak

Методические рекомендации

Курс «Право интеллектуальной собственности» изучается в виде самостоятельной дисциплины в течение одного семестра. Содержание и объем курса определены программой.

Структура курса «Право интеллектуальной собственности» предусматривает не только изучение действующего законодательства, но и формирование у студентов навыков творческого использования изученного материала.

При преподавании учебной дисциплины необходимо ориентировать студентов на закрепление теоретических знаний путем решения практических задач в сфере правоотношений по поводу создания, использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Следует совершенствовать у студентов навыки работы с действующим законодательством, используя преимущественно правовые базы справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант плюс».

Необходимо учитывать все изменения, происходящие в науке, отрасли гражданского права, законодательстве, а также обращать на это внимание студентов.

Большая роль в освоении курса отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – это ведущая форма учебной деятельности студента. Познание, формирование умений и приобретение навыков являются индивидуальными процессами.

Основой самостоятельной работы является правильная работа с учебной и научной литературой. Развитие умения грамотно использовать каталоги, картотеки, списки основной и дополнительной литературы, справочно-информационные материалы помогает рационализировать познавательную деятельность.

Целью самостоятельной работы является развитие и совершенствование знаний и творчества студента, его кругозора. Можно выделить три направления самостоятельной работы студента:

- повтор пройденного материала;

- самостоятельное изучение студентом тем курса, не рассматриваемых на лекциях и семинарах;

- формирование творческого мышления.

От преподавателя во многом зависит правильный подбор и разработка методического комплекса для реализации самостоятельной работы студента. Следует учитывать, что необходима взаимосвязь преподавателей, ведущих занятия на всех курсах, начиная с первого и заканчивая выпускным.

Самостоятельная работа становится управляемой и контролируемой тогда, когда ее организация включает в себя по крайней мере четыре необходимых, взаимосвязанных между собой звена.

Первое звено – в начале изучения дисциплины необходимо проведение преподавателем установочной лекции или установочного группового занятия с целью формирования у студентов устойчивого предрасположения, установки на серьезный и качественный труд, так как активизация человеческого фактора непосредственно зависит от такой установки.

Второе звено – обеспечение студентов учебно-методическими материалами, ознакомление их с системой и графиком самостоятельной работы. Необходимо, чтобы в графике самостоятельной работы были указаны обязательные источники нормативной, специальной и иной литературы, а также материалы судебной практики; перечислены конкретные задания репродуктивного и творческого характера (задания на сравнения различных точек зрения по литературе, на установление междисциплинарных связей, задания исследовательского характера и т.д.).

Третье звено – оперативная помощь студентам в их самостоятельной работе: консультации, советы, инструктажи, предложения после проверки работы по повышению их качества. Для этого можно использовать часть текущих семинарских занятий.

Консультации проводятся в часы консультаций преподавателя, согласно еженедельному графику консультаций, утвержденному заведующим кафедрой гражданского и предпринимательского права, для поддержания активности и выработки привычки к напряженной и систематической самостоятельной работе. При этом важно иметь в виду достижение единства содержания, форм и методов занятий, учета задач изучения курса «Право интеллектуальной собственности».

Основными видами самостоятельной работы являются:

- реферирование отдельных тем изучаемого курса – это самый простой вид самостоятельной работы студента, который представляет собой реферирование одной или нескольких источников специальной литературы по одной определенной теме с указанием использованных источников;

- подготовка научных докладов (доклад представляет собой запись устного сообщения по определенной научной теме);

- составление библиографии по отдельным темам;

- изготовление по заданию преподавателя схем, таблиц;

- выполнение тестовых заданий;

- решение задач;

- участие в конкурсе научных работ;

- выступление с научным сообщением на научной конференции и др.

Каждая из этих форм представляет собой результат самостоятельного исследования определенной проблемы. В процессе подготовки письменных работ осваиваются навыки последовательного и обоснованного изложения выводов проведенного исследования, логичного структурирования материала, соответствующего использования понятийно-категориального аппарата и оформления ссылок на научные и справочные издания.

Непосредственно перед решением задачи следует ознакомиться с содержанием основных нормативных актов законодательства в сфере права интеллектуальной собственности, имеющимися последними изменениями этого законодательства, а также изучить рекомендуемые в настоящем пособии материалы юридической практики. В соответствующих случаях перед решением задачи необходимо ответить на поставленные в ней теоретические вопросы. Такой ответ поможет найти верное решение.

При решении задачи необходимо:

1) внимательно изучить ее условие;

2) выявить природу (специфику) складывающихся отношений между сторонами;

3) определить круг применяемых нормативных актов и установить конкретные правовые нормы, необходимые для правильного решения задачи, а также внимательно изучить их;

4) применить выбранные правовые предписания к условиям задачи и сделать соответствующий вывод.

Например, если в задаче стоит итоговый вопрос: «какое решение вынесет суд?», то нужно кратко сформулировать это решение (его резолютивную часть) – в иске отказать или иск удовлетворить, или иск удовлетворить частично (тогда указать в какой именно части).

В зависимости от содержания задачи возможны и иные варианты ответов – оставить исковое заявление без движения и проч. Весь ход решения задачи должен быть четко отражен в письменной форме.

Решая задачу, следует не только правильно выбрать правовую норму, но и привести необходимое обоснование ее использования, а также указать аргументы, по которым не следует принимать во внимание позицию противоположной стороны в споре. Неверным является то решение, в котором лишь процитированы применимые по условиям задачи правовые нормы. В любом случае, решение задачи должно быть верным с материально-правовой, с процессуально-правовой точек зрения, а также оно должно быть обоснованно доказательствами, взятыми из условий задачи. Наряду с этим, целесообразно сослаться и на имеющиеся по данному вопросу положения судебной практики.

Правильное и полное решение задачи зависит также и от используемой студентом аргументации, включающей соответствие такой аргументации законам логики и действующим нормативно-правовым актам.

Четвертое звено – контроль над результатами самостоятельной работы: получение ответов студентов с последующим анализом, выяснение рассогласования между поставленными задачами и полученными результатами, учет этого в дальнейшей работе, в завершение – объективная оценка результатов деятельности каждого студента.

Выполнение самостоятельной работы по праву интеллектуальной собственности является важным способом контроля над изучением студентами данной дисциплины, степенью освоения ими соответствующего материала.

Самостоятельная работа выполняется в письменной форме в рабочей тетради путем последовательного выполнения заданий по соответствующим темам.

При выполнении самостоятельной работы студент должен использовать рекомендуемые нормативные акты, учебную и специальную литературу. Решение задач должно быть полным, последовательным, со ссылками на соответствующие статьи законов, с анализом всех приведенных в задаче обстоятельств.

Для контроля над самостоятельной работой могут применяться различные формы, среди них особое место занимают коллоквиумы, защита рефератов, научных докладов и т.д.

Контроль должен осуществляться в полном соответствии с ходом учебно-воспитательного процесса и графиком контроля; в то же время контроль должен быть систематическим, простым и не требующим применения большого величества средств.