logo search
криминология

23 Характеристика экспериментального метода, экспертных оценок, контрольной группы, исследования документов как социологических методов криминологических исследований

Эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, — один из важнейших методических приемов познания социальной действительности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, формулировки гипотезы, а затем закона. Социальный эксперимент можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму общественной деятельности, предпринимаемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной социальной системы, разрешения противоречий, поиска путей и форм будущей массовой практической деятельности, эффективного управления общественными процессами.

Применение экспериментального метода возможно лишь тогда, когда выполняются следующие требования: 1) строгое соблюдение законности; 2) наличие научно обоснованной гипотезы; 3) выбран типичный объект эксперимента; 4) представлен определенный период времени, обеспечивающий возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез и предложений; 5) наличие разрешения соответствующих органов.

Метод экспертных оценок. Это получение мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др. Существуют две основные формы опроса экспертов: индивидуальные и групповые. Опросы могут быть очные и заочные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Опросы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологической проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.

Метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая — контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы. Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам.

Изучение документов — один из важнейших методов получения информации в криминологических исследованиях. Наиболее часто источником документальной информации в криминологических исследованиях являются уголовные дела (обобщения судебно-следственной практики), в которых наряду с другими материалами содержатся сведения о личности преступника, о мотивах и обстоятельствах совершения преступления, о конкретных причинах и условиях, способствующих совершению преступления. Круг других документов (например, справки и обобщения правоохранительных органов, материалы прессы, личные документы), кроме уголовных дел, и объем их изучения определяется исследователем, исходя из целей и задач того или иного криминологического исследования. Изучение уголовных дел производится на основании анкеты (воп­росника), специально разработанной применительно к целям, зада­чам и предмету исследования. Как правило, эта анкета содержит че­тыре раздела. Первый раздел содержит вопросы, относящиеся к са­мому преступлению; второй — вопросы, относящиеся к личности преступника; третий — о целях и мотивах преступного деяния и четвертый — о воспитательном воздействии судопроизводства, о ме­рах наказания и предупредительной работе по материалам дела.

В последние годы происходит расширение использования в криминологических исследованиях вычислительной техники.