logo
криминология

17 Ситуация, роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления

Ситуация совершения преступления – это особый уровень взаимодействия личности и конкретной социальной микросреды. В ней отрицательная направленность личности реализуется в действительность. Причем ситуация может быть на обширной территории, например, дефицит некоторых товаров, невозможность удовлетворить спрос. Она может иметь длительный характер (кризис семейных отношений, разлад в семье), либо кратковременный характер (внезапно возникающая ссора). По объему своего действия ситуация может быть локальной, т.е. затрагивать только данное лицо или несколько лиц (болезнь, гибель близких, ссора), а может касаться многих (интриги в коллективе, стихийное бедствие и т.п.). По источнику возникновения ситуации можно подразделить на созданные людьми и вызванные действием стихийных сил природы, посторонних явлений (землетрясение, наводнение, пожар, ливневые дожди, молния и т.д.). Причем ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного или иных лиц. Но и в том, и в другом случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными, хотя возможны и смешанные ситуации – связанные как с действиями людей, так и проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная в условиях непогоды).

По содержанию принято выделять следующие ситуации: – проблемная, при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, какие-либо требования родственников невесты или жены к мужчине для создания нормальной обстановки в будущей семье); – конфликтная, т.е. связанная с острым противоречием и прямым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных органов и общественных объединений (семейный конфликт, ссора по месту работы и т.п.).

В зависимости от характера воздействия на виновного ситуация может быть: – экстремальной, т.е. необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие; – соблазняющей или провоцирующей, побуждающей к совершению преступного посягательства; – разряжающей, вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами.

Все эти виды криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства. При этом следует иметь в виду, что ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием, определяемым физическими событиями и обстоятельствами, имеет также и личностное значение, обусловленное ее восприятием. Объективное содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться, и зачастую весьма существенно.

Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-психологических свойств индивида (зависти, злобности, злоупотребления алкоголем, нечестности и т.п.), или является результатом чисто психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка автодорожной обстановки и т.д.).

Наконец, ситуация может содержать в себе не только то, что способствует принятию решения, но и то, что противостоит этому. В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать (выполнять роль толчкового момента для совершения преступления), провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение или противостоять, препятствовать ему. Однако как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Например, в случае неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И наоборот, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся алкоголик и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.