23.Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей.
При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).
Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:
а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;
б) порядком наделения их полномочиями;
в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;
г) независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;
д) несменяемостью;
е) неприкосновенностью;
ж)мерами правовой и социальной защиты;
з) средствами материального обеспечения;
Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен-ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).
Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).
Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.
- 1.Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- 2.Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- 3.Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- 4.Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- 5.Аппарат суда: состав, полномочия.
- 6.Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- 7.Принципы осуществления правосудия в Российской Федера¬ции.
- 8.Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- 10.Военные суды: место в судебной системе Российской Феде¬рации и полномочия.
- 11.Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- 12. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- 13. Суды субъектов рф
- 14.Состав и полномочия городского (районного) суда.
- 15.Место мирового судьи в судебной системе России.
- 16.Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- 17. Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.
- 18. Подведомственность: понятие и содержание
- 19. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах
- 20. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- 21.Общие положения статуса судьи в Российской Федерации.
- 22. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
- 23.Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей.
- 24. Общая характеристика прокурорского надзора.
- 25.Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- 26. Основные направления деятельности прокуратуры в российской федерации:
- 27. Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- 30. Состав и компетенция районной (городской) прокуратуры.
- 31. Кадры органов прокуратуры
- 33. Подследственность уголовных дел.
- 34. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- 35. Общая характеристика системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
- 36. Система органов внутренних дел Российской Федерации.
- 37. Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- 38. Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- 39. Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- 40. Органы адвокатуры в российской федерации
- 41. Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- 42. Правовой статус адвоката.
- 43.Понятие и основные задачи нотариата.
- 44. Правовой статус нотариуса.
- 45. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 47. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- 48. Система таможенных органов рф: их основные задачи, направления деятельности и полномочия.
- 49. Частные дет. И охр. Предпр.
- 50. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных стран.