22 Характеристика метода опроса (анкетирование и интервью) как социологического метода криминологических исследований
Опрос как метод криминологического исследования имеет по форме две разновидности: очный опрос-интервью и заочный опрос-анкетирование. И в том, и в другом случае опрос, исходя из конкретной цели исследования, заранее программируется. Составляются вопросник, карточка, анкета, которые после заполнения подвергаются статистической обработке.
Интервью проводится в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются в документе (карточке, справке) интересующие исследователя факты и характеристики. Результативность интервью, получение в ходе его достоверной информации во многом зависят от опыта и искусства исследователя. В связи с этим рекомендуется соблюдать следующие основные методические требования проведения интервью. Вначале важно установить с опрашиваемым психологический контакт, снять напряженность, естественную при беседе с незнакомым человеком, добиться готовности дать правдивые ответы. В продолжение этой линии на адаптацию первые вопросы следует задавать об очевидном, о том, о чем скрывать опрашиваемому нет никакого смысла. Затем осуществляется переход к главному для исследователя. При этом вопросы комбинируются таким образом, чтобы некоторые из них перепроверяли правдивость ответов на ранее заданные. В конце интервью важно снова снять напряжение опрашиваемого, побудить его дополнительно высказаться в произвольной форме по теме беседы. Здесь могут быть обнаружены новые факты, новые характеристики изучаемого явления, не предусмотренные программой интервью, но существенные для целей исследования.
Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Прежде всего, анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью. Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы (альтернативные, шкальные вопросы, вопрос-меню). Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления). Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл). При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления. Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них (например: «В чем Вы видите причины совершенного Вами преступления?»). Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений. В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты. Ему предоставляется возможность самому сформулировать ответ (например: «Укажите, где или у кого Вы намерены поселиться после освобождения?»). Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.
- 1 Понятие криминологии, ее задачи и основные функции, предмет криминологии
- 2 Система курса криминологии, соотношение криминологии с другими науками
- 3 Классический период науки криминологии
- 4 Биологические и биосоциальные теории причин преступности
- 5 Современные социологические теории борьбы с преступностью: теория социальной дезорганизации, теория стратификации
- 6 Современные социологические теории борьбы с преступностью: теория субкультуры, теория стигмации
- 7 Психологические теории причин преступности (теория опасного состояния)
- 8 Понятие преступности и ее основные характеристики
- 9 Латентная преступность
- 10 Понятие личности преступника и характеристика структуры личности преступника
- 11 Социально-психологические особенности личности и мотивация преступного поведения
- 12 Типология личности преступника и классификация преступников
- 13 Понятие причин и условий преступности. Виды детерминизма
- 14 Классификация причин и условий преступности
- 15 Причины и условия индивидуального преступного поведения
- 16 Транзитивное поведение
- 17 Ситуация, роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления
- 18 Понятие криминальной виктимологии
- 19 Классификация жертв преступления
- 20 Виктимологическая профилактика
- 21 Криминологическая информация, ее виды, источники
- 22 Характеристика метода опроса (анкетирование и интервью) как социологического метода криминологических исследований
- 23 Характеристика экспериментального метода, экспертных оценок, контрольной группы, исследования документов как социологических методов криминологических исследований
- 24 Статистическое наблюдение, сводка и группировка материалов статистического наблюдения
- 25 Психологические методы применияемые в криминологических исследованиях
- 26 Организация криминологических исследований
- 27 Понятие и принципы предупреждения преступности
- 28 Классификация мер по предупреждению преступности
- 29 Субъекты предупреждения преступности
- 30 Правоохранительные органы как субъекты предупреждения преступности
- 31 Криминологическое планирование и прогнозирование борьбы с преступностью
- 32 Общая характеристика преступлений против собственности
- 33 Криминологическая характеристика личности корыстных преступников
- 34 Причины и условия преступности против собственности. Предупреждение преступности против собственности.
- 35 Криминалистическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства.
- 36 Криминологическая характеристика личности насильственных преступников
- 37 Причины и условия насильственной преступности и хулиганства
- 38 Основы профилактики и предупреждения насильственной преступности и хулиганства
- 39 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
- 40 Личность несовершеннолетнего преступника
- 41 Причины и условия преступности среди несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних
- 42 Криминологическая характеристика рецидивной преступности
- 43 Характеристика личности преступника-рецидивиста
- 44 Причины и условия рецидивной преступности и ее предупреждение
- 45 Криминологическая характеристика организованной преступности
- 46 Криминологическая характеристика участника организованной преступной группы
- 47 Меры борьбы с организованной преступностью
- 48 Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности. Личность неосторожного преступника
- 49 Причины и условия преступлений, совершенных по неосторожности и их предупреждение
- 50 Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений
- 51 Криминологическая характеристика преступности в сфере экономики
- 52 Причины и условия преступности в сфере экономики
- 53 Предупреждение преступности в сфере экономики
- 54 Криминологическая характеристика профессинальной преступности
- 55 Характеристика криминального профессионализма. Предупреждение профессиональной преступности
- 56 Криминологиеская характеристика преступности в местах лишения свободы
- 57 Характеристика причин и условий преступности в местах лишения свободы
- 58 Профилактика и предупреждение преступности в местах лишения свободы
- 59 Криминологическая характеристика преступности среди женщин
- 60 Отечественные и зарубежные криминологические учреждения
- 61 Криминологическая характеристика и особенности детерминации преступности в экстремальных ситуациях и ее предупреждение
- 62 Предупреждение преступности в экстремальных ситуациях
- 63 Характеристика личности преступника в экстремальных ситуациях
- 64 Общая характеристика неосторожных преступлений
- 65 Предупреждение дорожно-транспортных происшествий
- 66 Общие и специальные меры предупреждения неосторожных преступлений
- 67 Характеристика личности преступника в неосторожных преступлениях
- 68 Предупреждение преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта
- 69 Понятие экологических преступлений, их состояние и структура
- 70 Причины экологических преступлений
- 71 Общие и специальные меры предупреждений экологических преступлений
- 72 Состояние, динамика и структура преступности женщин
- 73 Причины преступности женщин, характеристика личности преступника
- 74 Предупреждение преступности женщин