22. Понятие судебной власти в рф
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом . Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.
Судебная система включает в себя следующие суды:
1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации;
2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);
3) арбитражный суд (субъекта Российской Федерации, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ);
4) третейский суд.
Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации". Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом административное судопроизводство организационно оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их создание - вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).
В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.
Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации". Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общихконституционных принципов , развитых в специальном и процессуальном законодательствах.
- 1. Понятие государственного управления
- 2. Сущность государственного управления
- 3. Методы государственного управления
- 4. Субъекты и объекты государственного управления
- 5. Исторические аспекты понятия государства
- 6. Понятие и признаки государства
- 7. Политическая власть как общесоциологическая категория
- 8. Типы государства
- 9. Понятие формы государства
- 10. Формы правления
- 11. Формы государственного устройства
- 12. Политический режим
- 13. Понятие, правовой статус органа государственной власти
- 14. Классификация органов государственной власти
- 15. Институт Президента рф: статус, полномочия, ответственность
- 16. Администрация Президента рф
- 17. Федеральное Собрание рф: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 18. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания рф
- 19. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 20. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
- 21. Правительство рф в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 22. Понятие судебной власти в рф
- 23. Принципы осуществления правосудия в рф
- 24. Судебные органы рф: порядок формирования, состав и компетенция
- 25. Статус судей
- 26. Предмет ведения рф
- 27. Совместное ведение рф и субъектов рф относятся
- 28. Органы исполнительной власти субъектов рф
- 29. Органы законодательной власти субъектов рф
- 30. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
- 31. Государственное регулирование в области образования и науки в рф
- 32. Государственное регулирование в отраслях культуры
- 33. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
- 34. Понятие безопасности и ее виды
- 35. Система безопасности рф, силы и средства ее обеспечения
- 36. Понятие местного самоуправления
- 37. Принципы местного самоуправления
- 38. Правовые основы местного самоуправления
- 39. Понятие организационных основ местного самоуправления
- 40. Система и структура органов местного самоуправления
- 41. Особенности организации местного самоуправления в городах - субъектах рф Москве и Санкт-Петербурге
- 42. Особенности организации местного самоуправления в зато
- 43. Особенности организации местного самоуправления в наукограде
- 44. Устав муниципального образования
- 45. Представительные органы местного самоуправления: понятие и порядок формирования
- 46. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления
- 47. Структура местного представительного органа
- 48. Депутатские комиссии
- 49. Общие положения о статусе депутата - члена выборного органа местного самоуправления
- 50. Гарантии депутатской деятельности
- 51. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
- 52. Глава муниципального образования: статус и полномочия
- 53. Правонарушения и ответственность
- 54. Политическая ответственность в сфере государственного муниципального управления
- 55. Уголовная ответственность в сфере государственного и муниципального управления
- 56. Гражданско-правовая ответственность в сфере государственного и муниципального управления