logo search
кудрявцев

Раздел второй особенная часть глава I международные преступления § 3. Геноцид

С особой силой человечество почувствовало тяжесть этого преступления, когда геноцид в нацистской Германии стал не только и не столько единичным преступлением, сколько государственной политикой.

Конвенция "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" относит к геноциду действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, в том числе убийство членов такой группы, причинение им тяжких телесных повреждений, умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на ее полное или частичное физическое уничтожение, насильственную передачу детей из одной человеческой группы в другую, меры по предотвращению деторождения в среде такой группы (ст. V). Как видно из текста, речь идет как о родовом понятии геноцида, так и о расшифровке способов преступления. И если убийства "традиционны" как способ преступных действий, особое значение имеет то, что законодатель называет преступлением умышленное создание невыносимых условий жизни. Во время второй мировой войны именно посредством геноцида гитлеровцы истребили 12 млн русских, поляков, югославов, евреев, чехов, словаков — гражданское население. Геноцид имел место и в Кампучии.

Признаки геноцида налицо в событиях в Южной Осетии, Баку, Нагорном Карабахе, Югославии и других "горячих точках", возникших в последние годы во многих районах земного шара.

Объективная характеристика национально-культурного геноцида — уничтожение языка, религии, культуры какой-либо национальной, расовой или религиозной группы, в том числе запрещение какой-либо национальной, расовой или религиозной группе пользоваться национальным языком в повседневной жизни или школах; запрещение печатания и распространения изданий на языке такой группы; уничтожение библиотек, музеев, школ, истр-рических памятников, зданий, предназначенных для нужд религиозных культов и т. д.

Человеческой истории известны случаи, которые, пользуясь современной терминологией, можно назвать геноцидом. Как правило, такие деяния совершались на религиозной почве либо из расистских побуждений, соединенных с политическими мотивами. Таковы, например, резня армян турками в Константинополе, Варфоломеевская ночь во Франции. Еще ранее, в древности, геноцид творила изуверская иудаистская секта манихейцев. Но только при нацизме геноцид стал политикой государства. После разгрома нацизма в мире остались режимы и государства, для которых геноцид — политическая практика. Все фашистские, полуфашистские, диктаторские режимы после второй мировой войны творили геноцид. Так было в Чили, Южной Африке, Кампучии, СССР и других странах. Не случайно суд над Пол Потом и его кликой -это, по существу, процесс, где главным видом преступления, вменяемого в вину подсудимым, был геноцид.

Объективная сторона понятия "геноцид" характеризовалась по-разному. А.Н. Трайнин трактовал это понятие достаточно широко. Он писал, что следует различать три формы геноцида: физический, когда происходит непосредственное физическое уничтожение людей; биологический, когда речь идет о предотвращении появления на свет человека (например, кастрация и стерилизация); национально-культурный, когда речь идет об уничтожении национальной культуры158[1].

В 1948 г. ООН признала геноцид в качестве самостоятельного вида международного преступления. Это определение геноцида по содержанию отличается от предложенного Трайниным.что, как мы полагаем, вполне естественно. Свое понимание геноцида Трайнин вывел из анализа преступных деяний гитлеровцев. Жизнь показала, что это преступление может совершаться и в условиях мирного времени, относительной стабильности в международных отношениях и быть направленным не только против другого государства и его граждан, но и против народа собственной страны159[2].

А, скажем, посягательства на национально-культурное достояние могут иметь иной, чем геноцид, характер и строго юридически не укладываться в его объективную характеристику. Разграничить виды преступного посягательства на национально-культурное достояние можно, лишь определив, является ли это деяние результатом политики по отношению к другой стране и ее народу или мотив этого посягательства — например, стремление к обогащению, обращению чужих культурных ценностей в личное пользование. Последнее — специальный вид преступления.