logo search
Черкасов

О свободе

Что же неожиданного вносит сюда свобода творчество?

Она преодолевает последние бастионы социологического натурализма всюду, и в частности в экономике, демонстрируя, что основным богатством общества является творческая свобода человека. Рабы тоталитарных режимов не покладая рук делали муравьиную работу, но воздвигнутые ими монументы – каналы и дамбы, БАМЫ и повороты рек – находятся по ту сторону и мира богатства, и мира Красоты.

Что мы должны в связи с вопросом о свободе уяснить? Чем больше в гражданском обществе автономно действующих субъектов, тем больший круг проблем оно способно охватить своим вниманием, тем успешнее развеществляется мир, обретая человеческое лицо. С этим, в частности, связан современный бум мелкого предпринимательства на Западе. Речь идет о бесконечном множестве альтернативных экономических проектов, которые выдвигают венчурные фирмы, осваивая новые рынки, ресурсы, технологии. Как пишет один итальянский экономист, « … в стране, которая всегда была бедна природными ресурсами, общество сумело произвести в изобилии один продукт – предпринимательство, который с течением лет стал фундаментальным ресурсом.

Моносубъектный характер тоталитарных обществ, где все решения принимаются центральной властью, порождает особого рода дальтонизм: огромное множество проблем, затрагивающих повседневную жизнь людей не замечается и остается бесхозным. Наша административно-командная система семьдесят лет билась над проблемой: как сделать систему предписаний полной и всеохватывающей – такой, которая бы сделала работу миллионов чисто исполнительской, «претворяющей в жизнь» верховные замыслы. Иными словами она озабочена тем, как уменьшить риск от человеческого присутствия в мире, заменив субъекта соответствующим механизмом. В результате хаос нарастает, ибо бесконечный мир не может уложиться в конечную систему предписаний. Принцип самодеятельного гражданского общества реализуется посредством другой, партнерско – субъектной стратегии: через поиски свободного другого, способного осуществить деятельность, которая почему-либо не дается мне (одновременно заинтересовав его тем, в чем я сам творчески неповторим).